4.5. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ4. АГРАРНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06) МГЮА Состояние продовольственной безопасности России в условиях всевозрастающей продовольственной зависимости от иностранных государств, несомненно, серьезно обостряет проблему обеспечения национальной безопасности страны в целом и имеет огромную социальную значимость. Однако, анализ проблем на данную тему затрудняется тем, что в России на федеральном уровне отсутствует должная правовая основа обеспечения продовольственной безопасности. В частности, до сих пор не принят закон о продовольственной безопасности РФ, а в Основном Законе страны отсутствуют нормы, закрепляющие современную концепцию продовольственной безопасности и гарантии права граждан на свободу от голода. Данной проблеме посвящены многочисленные труды ученых(1). В приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, (2) поставлена задача обеспечения и повышения продовольственной безопасности страны. В отечественной науке выработано два довольно распространенных подхода к "продовольственной безопасности". Одна группа ученых поддерживают точку зрения, согласно которой продовольственная безопасность это поддержание снабжения продовольствием на уровне, достаточном для обеспечения здорового питания населения, и при этом неважно, какую долю занимает отечественная продовольственная продукция. Другие, основываясь на концепции самообеспечения страны основными видами отечественного продовольствия, полагают, что снижение объемов производства отечественной продукции является признаком угрозы или даже потери продовольственной безопасности, и требуют усилить меры поддержки российских сельхозпроизводителей, ограничив возможность поставок импортного продовольствия(3). В сложившейся ситуации правовой неопределенности и продолжающегося кризиса в сельскохозяйственном производстве назрела объективная необходимость в принятии закона о продовольственной безопасности РФ. Данный законопроект уже несколько лет находится в Государственной Думе. Он выработан в соответствии с нормами международного права и положениями "Всеобщей Декларации прав человека" и "Всеобщей Декларации о ликвидации голода и недоедания" и содержит все необходимые правовые постулаты, определяющие продовольственную безопасность страны как часть национальной безопасности и пути ее обеспечения. А пока не принят единый базовый законодательный акт федерального уровня, следовало бы обратиться к Модельному закону "О продовольственной безопасности", принятому на 14 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ и одноименным законам субъектов Российской Федерации (Республики Башкортостан (2000 г.), Волгоградской области (2001 г.), Приморского края (2001 г.), Рязанской области (2000 г.), Москвы (2006 г.), в которых дается определение продовольственной безопасности, утверждены принципы и механизмы регулирования отношений по обеспечению продовольственной безопасности на своих территориях(4). Законы одних субъектов ограничиваются установлением только общих основ продовольственной безопасности, отличаются краткостью и декларативностью, других - призваны содействовать межрегиональному сотрудничеству в области производства и поставок сельскохозяйственной продукции и снижению влияния на продовольственный рынок внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Наиболее интересен подход в регулировании вышеуказанных отношений в более позднем, по сравнению с другими субъектами, законе Москвы. В нем продовольственная безопасность определяется как состояние экономики и социальной сферы города, при котором имеются условия для удовлетворения потребностей жителей Москвы в основных видах продовольствия. Закон определяет механизмы, обеспечивающие гарантированные поставки сельхозпродукции в оптовую торговлю и соответствующее развитие первичного звена системы обеспечения продовольственной безопасности - оптового продовольственного комплекса. Основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности являются: 1) поддержание стабильности на продовольственном рынке; 2) содействие интеграции организаций ОПК с производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках городских целевых и инвестиционных программ; (5)3) содействие в рамках городских целевых и инвестиционных программ развитию материально-технической базы ОПК; 4) защита экономических и имущественных интересов города Москвы в ОПК; 5) создание условий для поступления, производства и оборота на территории города Москвы качественных и безопасных пищевых продуктов и др. При разработке законов других субъектов за основу был взят Модельный закон, в котором под продовольственной безопасностью понимается "...состояние экономики государства, при котором обеспечивается независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни". Заметим, данное определение сформулировано достаточно точно, однако, не раскрывает всей полноты понятия продовольственной безопасности. Уязвимость данного определения кроется в том, что в его основу положен единственный критерий: количественный. Качественный показатель продовольствия отсутствует. Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности регулируются федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" 2000г. и соответствующими нормативными актами субъектов РФ.(6) Вместе с тем, продолжает наблюдаться системный кризис в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности, усиливается антропогенное загрязнение продуктов питания. Большую тревогу вызывают научные данные о вредности и опасности применении трансгенных организмов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Генетически модифицированная пища обладает новой комбинацией генетического материала, полученного методами, несвойственными методам селекции; последствия употребления такой пищи человеком непредсказуемы. Поэтому неслучайно в последние годы возрастает интерес к теме "экологически чистой продукции". При этом рекомендуется разграничивать слагаемые качества продукции: безопасная продукция и экологически чистая продукция, что является вполне обоснованным. В рамках государственной политики оздоровления питания следует ускорить принятие технических регламентов, содержащих требования к качеству сельскохозяйственного сырья и продовольствия (это предусмотрено Законом 2002г. "О техническом регулировании");(7) усилить государственный контроль и надзор не только при сбыте продукции, а начиная с процесса производства (затрагивая сырье и окружающую природную среду). Вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения России должны регулироваться федеральным законодательством; на региональном уровне из-за разнообразия природно-климатических условий, неравномерности размещения производственно-экономического потенциала, различия между производством продовольствия и потребностью в нем, может быть отражен вклад региона в обеспечение продовольственной независимости страны. Согласованные действия Российской Федерации и субъектов РФ должны обеспечить реализацию целей Государственной Программы развития сельского хозяйства, в частности совершенствование механизмов регулирования агропродовольственных рынков, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов. *** (1) См.: Продовольственная безопасность страны: аграрно-экономический аспект. - М., 2001; Правовое обеспечение развития сельского хозяйства в России. - М.: Юристъ, 2005; Быстров Г.Е. Проблемы правового регулирования аграрных отношений и развития аграрно-продовольственных рынков России. // Право и политика. - 2006. - N3; Демьяненко В.В., Демьяненко В.Н. Продовольственная безопасность - самая острая проблема современной России. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.2006. - С.169-172; Ибрагимов К.Х. Правовые меры обеспечения продовольственной безопасности России // Аграрное и земельное право. - 2007. - N7. - С.143-150. и др. (2) См.: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446. // СПС "Консультантплюс". (3) См.: Моисеенков А.В. Продовольственная безопасность России как социально-демографическая проблема (на примере сельского населения Российской Федерации): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2002. - С. 4, 7. (4) См.: Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2000. - N 23. - С. 155-161. (5) См.: О Целевой Программе интеграции организаций ОПК г.Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007-2009 годы: Постановление Правительства Москвы от 13.02.2007 N 83-ПП. (6) См.: О качестве и безопасности пищевых продуктов: Закон г. Москвы.; Об утверждении областной целевой программы "О повышении качества и безопасности продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области" на 2007-2010 гг.: Постановление Правительства Нижегородской области. // СПС "Консультант-плюс: Сводное региональное законодательство. (7) До настоящего времени действуют государственные стандарты, разрабатывавшиеся еще в советское время министерствами заготовителями и утвержденные бывшим Госкомитетом СССР по стандартам
|