О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР БЕЗОПАСНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Свод законов

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР БЕЗОПАСНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Значительные положительные перемены и тенденции, наметившиеся и происходящие с начала 90-х годов во всех сферах жизни нашего общества, объективным образом сопряженные с проявлением внешних и внутренних угроз и опасностей безопасности государства, его жизненно важным интересам, прежде всего его "основному институту - политической системе современного общества, его конституционному строю" (1), вызывают острую потребность в осмыслении происходящих процессов и явлений, поиске новых решений и подходов к обеспечению безопасности личности, государства и общества.

В этих условиях для своевременного обнаружения потенциальных и реальных угроз и опасностей, определения их источников, адекватного реагирования на такого рода вызовы, решающее значение приобретает активное и целенаправленное использование возможностей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность "в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (выдел, авт. - В.Г.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств". (2)

С учетом того, что по объективным причинам государство "утратило монополию" в сфере обеспечения безопасности, наряду с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в последнее время в системе обеспечения безопасности личности, государства и общества, заметную роль стали играть многочисленные негосударственные структуры безопасности (далее НГСБ) (3), которые во взаимодействии с государственными субъектами обеспечения безопасности решают определенный законодателем круг задач в рассматриваемой сфере.

Появление, функционирование и развитие НГСБ (сегодня их более 10 тысяч) стали возможными благодаря тому, что:

а), произошли существенные изменения в самой системе субъектов обеспечения безопасности Российской Федерации;

б), в Конституции Российской Федерации были закреплены новые формы собственности в российской экономике, возросло число новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительно стало развиваться предпринимательство и расширился частный сектор и др.

Важным и необходимым условием деятельности негосударственных структур безопасности, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД), посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), выступает соблюдение законности.

Однако, как показывает анализ практики, в некотором смысле происходит необоснованное смешение элементов ОРД и деятельности НГСБ, последние нередко берут на себя несвойственные им функции, выходят за рамки предоставленных полномочий.

В связи с этим кратко рассмотрим некоторые аспекты соблюдения законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то государственными органами, а так же применения на практике схожих по форме, но различных по сути и по содержанию с ОРМ действий негосударственных структур безопасности. При этом нас будут интересовать вопросы возможного нарушения принципа законности (выдел, авт. - ВТ.) при проведении такого рода мероприятий и действий, а также потребности в законодательном урегулировании их проведения.

Как известно, принцип законности относится к одному из важнейших принципов деятельности всех без исключения субъектов оперативно-розыскной деятельности. Неслучайно названный принцип вынесен законодателем на первое место в ряде соответствующих статей федеральных законов (4) Следование принципу законности предполагает строгое, точное и неуклонное соблюдение законов и подзаконных нормативно-правовых актов, основанных на них, всеми субъектами права (5) (выдел, авт. - ВТ.): органами государства, общественными организациями и отдельными гражданами.

Законность следует, с одной стороны, "рассматривать как принцип осуществления властных полномочий", и, "как принцип поведения всех участников общественных отношений", - с другой. (6)

Соблюдение законности является краеугольным камнем при проведении всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Следует учитывать, что рассмотрение принципа законности должно быть системным, то есть оно должно быть взаимоувязанным с рассмотрением и других важных принципов, выделенных законодателем в Федеральном законе Российской Федерации от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - ФЗ об ОРД), таких как: "уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств".

Необходимо подчеркнуть, что осуществление оперативно-розыскных мероприятий всегда порождало немало практических и теоретических проблем, ибо, прежде всего, оно было связано с ограничением прав и свобод граждан в интересах обеспечения безопасности общества и государства.

Отсутствие длительное время законодательного регулирования (7) на государственном уровне указанной деятельности приводило к тому, что ни руководители субъектов ОРД и их структурных подразделений, ни прокуроры, ни тем более судьи не могли в полной мере применить в доказательном плане результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в уголовном процессе.

С другой стороны, правовое регулирование проведения ОРМ имеет важное значение для защиты и реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Гарантии охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения безопасности общества и государства во многом определяются правовым регулированием их обеспечения, особенно в сферах их возможного ограничения.

Можно формально провозгласить в Конституции права и свободы человека и гражданина, - такие периоды в истории нашего государства были, - но если при этом отсутствует действенный государственный механизм обеспечения этих прав и свобод, если человеку и гражданину ничего не известно о средствах и методах защиты своих прав и законных интересов - это будет пустой декларацией.

Согласно Ст. 2 Конституции Российской Федерации - "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". (8) Защита же прав и свобод человека и гражданина является в соответствии со Ст. 1 ФЗ об ОРД основополагающей целью всех субъектов оперативно-розыскной деятельности.

По существу, оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из видов профессиональной деятельности уполномоченных на то государственных органов, направленной на:

* выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

* осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

* добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В теоретико-правовом понимании оперативно-розыскная деятельность рассматривается как вид социально-полезной юридической деятельности, основанной на федеральном законодательстве, имеющей государственный характер, поскольку осуществляется она исключительно в интересах и по велению государства специально уполномоченными на то государственными органами, имеет четко выраженную правовую основу и направленность, проводится в строгом соответствии с правовыми предписаниями государства и требованиями законности. При этом оперативно-розыскная деятельность многогранна и специфична, и в соответствии со Ст. 1 ФЗ об ОРД оперативно-розыскная деятельность может проводиться как гласно, так и негласно.

Использование негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства от угроз и опасностей, порождаемых различными источниками. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений (особенно совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства) хорошо конспирируются. Поэтому государство осознанно идет на законодательное закрепление и применение негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления.

В настоящее время оперативные подразделения, осуществляющие свою деятельность в пределах своих полномочий путем проведения ОРМ, обеспечивают защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 года N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставлено право осуществлять следующие ОРМ:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

По мнению автора, анализ содержательных аспектов и практики проведения перечисленных мероприятий показывает, не исключая дискуссионности данной проблемы, что практически все ОРМ носят познавательный характер, и направлены на решение одной задачи - выявления и раскрытия преступлений.

Весьма острым, эффективным, а иногда и единственно возможным инструментом в деятельности по выявлению угроз является проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, как наблюдение и опрос (выдел, авт. - В.T.). Эти мероприятия можно определить как активные и наступательные методы сбора и получения информации, однако при их проведении повышается опасность нарушения некоторых конституционных прав конкретного человека и гражданина, связанных с вторжением в частную и личную жизнь, в том числе третьих лиц, вступающих с ним в контакт.

В то же время, в своем Определении от 14 июля 1998 года Конституционный Суд РФ указал на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача оперативно-розыскного мероприятия заключается в установлении связей проверяемого лица. (9)

Здесь необходимо подчеркнуть, что оперативные работники, получая ту или иную информацию в ходе проведения ОРМ, несут юридическую ответственность за ее неправомерное использование и неразглашение, вплоть до уголовной.

Изучение широкого круга теоретических и прикладных вопросов, связанных с применением ОРМ, позволило автору выделить основные проблемы, возникающие в этой сфере.

Согласно Ст. 13 Закона РФ об ОРД право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Однако на практике можно встретить факты и предпосылки нарушения принципа законности в этой сфере. И если государственные субъекты ОРД контролируемы, то, несмотря на законодательное урегулирование вопросов проведения ОРМ, частной и детективной деятельности, негосударственные структуры безопасности фактически бесконтрольно стремятся получить информацию в обход действующего законодательства, в том числе путем приобретения (изготовления) специальных средств съема и получения информации, вторжения в частную жизнь.

Подчеркнем, что такая направленность их деятельности обусловлена тем, что НГСБ укомплектованы, как правило, высокопрофессиональными кадрами, имеющими богатый опыт работы в правоохранительных органах и специальных службах государства. Вполне понятно, что в условиях достаточно жесткой конкурентной борьбы, противодействия устремлениям организованных преступных групп, находящиеся "на острие" этой борьбы работники негосударственных структур безопасности предпринимают попытки использовать полученный ранее практический опыт в сфере оперативно-розыскной деятельности, применить известные им формы и методы работы, в том числе элементы всех без исключения оперативно-розыскных мероприятий. Такое положение дел, вполне понятно, складывается вследствие влияния интересов и потребностей организаций, в которых эти работники в настоящее время трудятся.

В то же время возможность применения специальных методов, сил и средств работниками НСГБ, которое законодательно закреплено только за государственными субъектами оперативно-розыскной деятельности, создает основу для нарушения принципа законности, который они в период службы строго соблюдали.

Налицо определенное противоречие, порождающее сложную проблему, решение которой может быть достигнуто не только на основе глубокого, всестороннего и фундаментального теоретического анализа, но и последующего законодательного оформления этого решения.

Многие пришедшие на работу в НГСБ сотрудники правоохранительных органов и спецслужб, уволенные со службы, будучи востребованными названными структурами, активно применяют свои знания и оперативные навыки на практике, в том числе, и в ходе проведения схожих по форме с оперативно-розыскными мероприятиями действий. Отдельные из таких физических и юридических лиц, действуя в преступных целях и, "прикрываясь" разрешенными в настоящее время "функциями сыска", создают предпосылки для нанесения вреда личности и обществу.

При этом следует учитывать принципиальные различия между деятельностью государственных правоохранительных органов и специальных служб и деятельностью НГСБ.

Важно то обстоятельство, что если цели, задачи, принципы ОРД определены, соответствуют интересам личности, общества и государства, закреплены законодателем, то цель негосударственных структур безопасности, как правило, лежит в плоскости получения прибыли.

Деятельность НГСБ в качестве основной цели на основании ст. ст. 23 и 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) преследует исключительно извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации.

Но, даже если не рассматривать основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной в общепринятом законодательном понимании.

Квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны в соответствии со своей компетенцией осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены.

В деятельности же детективных и охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым "граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права" (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства, в отличие от правоохранительных органов, не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.

Частные детективные и охранные предприятия возникают в результате реализации диспозитивного права граждан осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать юридические лица в предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах.

Правоохранительные же органы (в том числе органы внутренних дел, прокуратуры, в части осуществления некоторых правоохранительных функций - федеральной службы безопасности) создаются именно как государственные органы, выполняющие функцию государства по охране государственного строя и общественного порядка, наделенные соответствующей компетенцией и имеющие общий предмет ведения.

И только исключительно "баланс интересов" правоохранительных органов и специальных служб с интересами негосударственных структур безопасности позволяет решать в их взаимодействии широкий круг вопросов по обеспечению безопасности личности, государства и общества.

НГСБ осуществляют свою деятельность на основании договоров об оказании соответствующих услуг. "Только при наличии договора между клиентом и детективной или охранной организацией возникают гражданско-правовые обязательства по охране прав конкретного клиента и только в объеме, предусмотренном договором.

Организации и индивидуальные предприниматели своей волей и в своих интересах заключают договоры на оказание детективных и охранных услуг. Эта сфера предпринимательства не включена в перечень публичных видов деятельности, субъекты которой обязаны заключать публичный договор на ее осуществление по требованию каждого обратившегося лица (ст. 426 ГК РФ)".

Здесь надо иметь ввиду то обстоятельство, что в договоре в силу известных причин могут не найти и не найдут отражение те обстоятельства, которые противоречат действующему законодательству. На деле же могут быть заявлены и будут оговорены вопросы проведения схожих ОРМ (в полном объеме, как они определены законодателем) в интересах клиента - так называемая "мнимая сделка", "сделка, совершенная для вида" (Ст. 170 ГК РФ, Ч.

1). Одним из направлений выявления и пресечения противоправной деятельности НГСБ может быть всеобъемлющий и полный контроль за рынком купли-продажи, производства технических средств и др. Такая практика существует и в нашей стране, и за рубежом.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" обязательным условием для осуществления частной детективной и охранной деятельности является получение данными предприятиями специального разрешения (лицензии) органов внутренних дел. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 N 600, Приказом МВД от 22 августа 1992 г. N 292 (ред. от 14 ноября 1994 г.) лицензирование негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и соответствующими территориальными органами МВД: МВД республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями) внутренних дел краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

Очень важно отметить, что на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" также установлены запреты детективам и охранникам "выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов" (п. 2 ст. 7), "осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания" (ст.1).

В данном случае законодатель имел в виду то, что частные детективы и охранники не могут быть наделены компетенцией в части осуществления функций властного характера по применению мер административного пресечения от имени государства.

Должностные лица правоохранительных органов являются представителями государственной власти. Для решения законодательно определенных задач и в рамках установленной компетенции они наделены государственно-властными полномочиями и используют правовые средства, в частности меры правового принуждения.

Только государственные правоохранительные органы вправе применять к виновному лицу юридические санкции, профилактические и превентивные меры государственного принуждения (штрафные, карательные санкции), привлекать его к уголовной или административной ответственности.

Мнение о том, что частная детективная и охранная деятельность не является правоохранительной, нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 32 в п. 3 которого указывается, что действующий закон о частной детективной и охранной деятельности, как следует из ч. 1 ст. 1, регламентирует оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов посредством осуществления частной детективной и охранной деятельности.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ Закон, исходя из особого характера частной детективной и охранной деятельности, наделяет осуществляющих ее работников специальным правовым статусом, отличным от правового статуса сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, и включающим соответствующие права и обязанности, ограничения некоторых прав, а также гарантии социальной и правовой защиты.

В соответствии со ст. 5 закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг предоставляемых.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи. Вопрос же контроля за этой деятельностью остается практически открытым и нуждается в правовом регулировании.

Сыскные действия являются составным структурным элементом частной детективной деятельности и направлены на решение конкретных тактических задач в рамках выполнения договора об оказании детективных услуг.

Сравнение перечня сыскных действий, предусмотренных в 5 статье Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", с перечнем оперативно-розыскных мероприятий, установленных в ст. 6 ФЗ об ОРД, позволяет выявить идентичные по форме, но разными по содержанию и целям действия: опрос, наведение справок, внешний осмотр, наблюдение и т.д. Однако между сыскными действиями частного детектива и теми же действиями, выполняемыми в рамках оперативно-розыскных мероприятий, нельзя ставить знак равенства.

Нельзя не отметить, что по телевидению практически каждый день идут фильмы и сериалы, из которых видно, каким образом применяются частными охранными структурами, журналистами элементы таких ОРМ, как наблюдение, опрос и наведение справок, прослушивание телефонных переговоров и др.

Подобная гласность приводит к возникновению реальных и потенциальных угроз личной безопасности сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий и операций, например, таких, как наблюдение.

Большой проблемой является размещение на Интернет-сайтах материалов, в той или иной степени раскрывающих формы, методы работы и особенности проведения ОРМ.

Так, к примеру, в предисловии-аннотации к одной из книг (10), информация о которой содержится в Интернете (11), говорится "... о методах шпионажа, способах вербовки агентуры, технологии использования специальной техники ...", приводится тезис - декларация - призыв о том, что "... негосударственные хозяйствующие субъекты (НХС), дабы выжить в конкурентной борьбе, вынуждены заниматься сегодня как разведкой, так и контрразведкой" (выдел, авт. - ВТ.), а также то, что существует "объективная потребность защиты НХС от разведывательной деятельности при отсутствии легитимных возможностей для осуществления контрразведывательной защиты в рамках частной детективной деятельности, ибо перечень услуг и сыскных действий, установленных законодателем, недостаточен для этого".

Здесь утверждается, что частная сыскная деятельность "включает в себя 5 сыскных действий; контрразведывательная деятельность (преимущественно в виде оперативно-розыскной деятельности) - 14 мероприятий" (выдел, авт. - В.Т.). Не выдерживает никакой критики и ряд печатных изданий, посвященный тематике наблюдения. (12)

С учетом изложенного, можно сделать вывод: либо те или иные виды деятельности - мероприятия (сходные с некоторыми элементами ОРМ по форме), которые проводятся детективными структурами (частными лицами), должны лицензироваться, либо необходимо резко сузить права детективных структур, лишив их функций, где могут применяться элементы ОРМ (выдел, авт. - В.Т.).

Оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как непосредственно сотрудниками органов, осуществляющими ОРД, так и с привлечением в соответствии с действующим законодательством к сотрудничеству физических лиц для решения тех или иных оперативно-розыскных задач.

Получаемая в ходе ОРМ информация от лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, может передаваться ими по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником правоохранительных органов или спецслужб или через посредников, и в дальнейшем может быть использована установленным порядком в уголовном процессе.

Статьи 16 - 18 ФЗ об ОРД наделяют их дополнительными правами: на вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам при неправомерном осуществлении своего общественного долга (ч. 4 ст. 16); на сохранение конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую (ч. 2 ст. 18) и физическую (ч. 3 ст. 18) защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здоровью или их собственности; на освобождение от уголовной ответственности (ч. 4 ст. 18) и др.

Еще в начале XX века известный российский государствовед и правовед Г. Ф. Шершеневич подчеркивал, что "...забота о безопасности государства требует настоятельно сознательной помощи со стороны патриотически-настроенных граждан... Гражданин государства, которое обеспечивает ему личную и имущественную неприкосновенность, законность и свободу, защиту всюду, где бы он ни был, - готов на большие жертвы, чем гражданин того государства, которое относится к нему, как к бесправному рабу". (13)

С учетом сказанного особое значение приобретает защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие (выдел, авт. - ВТ.) органам, осуществляющим ОРД, в том числе на конфиденциальной основе.

Обеспечение государственной защиты в отношении названной категории лиц в полном объеме будет более полно способствовать реализации принципа законности и повышению эффективности ОРМ с привлечением рассматриваемой категории лиц.

Таким образом, поднятые в данной статье проблемы, отражают еще многие нерешенные вопросы соблюдения законности при осуществлении уполномоченными на то Федеральным законом об ОРД государственными органами оперативно-розыскных мероприятий, а также в деятельности негосударственных структур безопасности, совершенствования их взаимодействия в интересах повышения уровня обеспечения безопасности личности, государства, общества, борьбы с разведывательной и иной подрывной деятельностью, преступностью и терроризмом на основе поддержания правопорядка, как результата соблюдения законности, поступательной тенденции совершенствования законодательства и неуклонного соблюдения конституционных прав и свобод граждан.

На наш взгляд, отдельного рассмотрения и исследования в будущем требует проблема использования элементов ОРМ и соблюдения принципа законности при проведении журналистских и иных частных "расследований", уточнения правовых норм, регламентирующих такую деятельность, учета этических принципов.

***

1. Шумилов А.Ю. Новый оперативно-розыскной закон. М., 1997. С. 28.

2. Ст. 1 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

3. Под "негосударственными структурами безопасности" здесь и далее по тексту автор подразумевает частные охранные и детективные предприятия, службы безопасности юридических лиц с негосударственной формой собственности.

4. См., например: Ст. 5 Закона РФ от 22 февраля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (в действующей редакции), а также Ст. 3 Федерального закона РФ от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Изд. второе. Испр. и доп. Под. ред. д.ю.н., проф. В.Г. Стрекозова. М.: "Интерстиль", 2000. С. 344.

6. Габер В.А. Законность и ее роль в обществе: Лекция. М., 1998. С. 7.

7. Примеч.: Впервые законодатель урегулировал проведение ОРД в 1992 году путем принятия соответствующего федерального Закона.

8. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

9. См. подробнее: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-0 по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой // Российская газета. N 152. 1998. 11 августа.

10. Землянов В.М. Своя контрразведка: Практ. пос. Мн.: Харвест, 2002. 416с.

11. www.arsin.ru.

12. См. например: Дорожкин К.Н., Сизарев В.И. Наружное наблюдение. М.: Арсин, 2005. 40 с.

13. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В двух томах. Т.1, Вып. 1. М.: Издательство " Юридический колледж МГУ", 1995. С. 210.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум