Ответственность за нарушения в сфере природопользования будет жестче - Свод законов

Ответственность за нарушения в сфере природопользования будет жестче

Территория Российской Федерации богата природными ресурсами, а вопросы законодательного регулирования природопользования до сих пор не решены должным образом. Существующие нормы, регулирующие отношения в области природопользования, часто оказываются неэффективными. Для обеспечения рационального использования, а также восстановления природных ресурсов на благо будущих поколений актуальными являются и вопросы совершенствования законодательства в области природных ресурсов. Об этом шла речь на конференции, организованной компанией "Гарант"? с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Сергеем Саем.

Эффективность управления природными ресурсами с учетом интересов Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления неудовлетворительна, заявил руководитель Росприроднадзора Сергей Сай. Природопользование не имеет границ административного характера, природа едина, поэтому совершенно очевидно, что в системе управления природопользованием должны участвовать и местное самоуправление, и субъекты Федерации, и сама Российская Федерация. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Служба включает в себя всю систему контрольно-надзорных органов: юридических лиц, граждан, субъекты Федерации, местное самоуправление и само государство.

Стратегическая задача Министерства природных ресурсов - добиться рационального использования природных ресурсов, не допустить хищнической добычи полезных ископаемых, загрязнения экологии, истребления живой природы. Приоритетная задача Росприроднадзора - контроль за недропользованием, достижение эффективности принимаемых мер.

Правительством до сих пор не принята специальная федеральная государственная целевая программа в области природопользования, но в настоящее время ведется работа по созданию ведомственной программы по комплексной системе контроля, проект которой уже подготовлен, будет изучаться в течение 2006 года, и планируется, что уже в 2007 году финансирование, регулирование деятельности Росприроднадзора пойдет в рамках единой программы.

Перед Росприроднадзором стоят колоссальные задачи, а материальная база и штат сотрудников для их реализации ничтожно малы, с сожалением отметил чиновник: "Ресурсы контрольно-надзорных органов несопоставимы с объемом поставленных перед нами задач". Руководитель Росприроднадзора считает, что один из способов решения проблемы в этой ситуации - это добиваться оптимизации структурных элементов. Слияние трех управлений по Центральному федеральному округу, г. Москве и Московской области в единое Региональное управление Росприроднадзора по ЦФО Минприроды России носит, скорее, вынужденный характер. Объединяя управления, сокращают издержки, связанные с содержанием чиновничьего аппарата, бухгалтерии и т.д. За счет высвобожденных финансовых средств удалось несколько увеличить штат инспекторов, непосредственно работающих на земле. С другой стороны, добавил Сергей Сай, в таком объединении есть здравый смысл и своя логика: контроль и надзор осуществляется на территории, а последние не всегда подчинены административным границам.

Выявляя нарушения, сотрудники Росприроднадзора тесно взаимодействуют с прокуратурой, судебными органами, налоговыми инспекциями. В повседневной работе инспекторам приходится часто контактировать с коллегами из Роснедра, Рослесхоза, Росводресурса, Роснедвижимости, Росимущества. Здесь, по словам Сергея Сая, возникают определенные сложности, поскольку нет четкого разграничения полномочий между структурами. Так, в частности, функция по осуществлению экологического контроля и проведению государственной экологической экспертизы сейчас дублируется двумя федеральными службами - Росприроднадзором и Ростехнадзором.

Целесообразно было бы объединить весь государственный экологический контроль в одних руках, а не дробить его по направлениям: вода - у Росприроднадзора, техногенное воздействие на воду - у Ростехнадзора, нормативы ПДС* - у Ростехнадзора, а контроль этих нормативов - у Росприроднадзора. Подготовлены соглашения, протоколы взаимодействий с коллегами, которые в ближайшее время будут реализовываться. В правительство внесены проекты нормативных правовых актов в области осуществления государственного экологического контроля и проведения государственной экологической экспертизы, предусматривающей исключение дублирования функций.

В настоящее время правительством с участием Минприроды ведется работа по разделению полномочий между Российской Федерации, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в сфере природопользования, а также законопроектная работа по определению методов, которыми осуществляется контроль и надзор в области природопользования. Росприроднадзором разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты: Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональном использовании и охране недр (утв. постановлением Правительства РФ от 12.05.05 N 293), Положение об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.10.05 N 600).

Ждем Экологический кодекс

Расплывчатые законодательные формулировки, хроническое несоблюдение законодательства, отсутствие механизмов реализации имеющихся законов или недостаточность и недейственность этих механизмов, слабый контроль и ответственность за несоблюдение нормативно-правовой базы, слабое развитие общественных экологических организаций приводит к проблемам природопользования. Для их преодоления требуется базовый, рамочный закон - экологический кодекс, который сейчас разрабатывается Министерством природных ресурсов. Этот документ призван определить основные механизмы охраны окружающей среды и направления государственной политики в этой сфере. Назрела нужда совершенствовать Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".

Проблема усугубляется тем, отметил Сергей Сай, что четко выраженных экономических механизмов понуждения природопользователя, недропользователя к рациональной природоохранной деятельности не существует. Хотя к ним можно отнести следующие меры: платежи за право пользования природными ресурсами; платежи, идущие на цели воспроизводства и охраны природных ресурсов и объектов; компенсационные выплаты в возмещение вреда, причиненного природной среде разрешенной деятельностью; штрафные санкции за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями в процессе разрешенной деятельности; штрафные санкции, применяемые в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства. Перечисленные меры закреплены в нормативных правовых актах, но являются скорее экономическими санкциями, а не поощряющим инструментом ресурсосбережения и охраны окружающей среды. Предстоит большая работа по созданию поощрительных экономических мер, без которых движение, развитие системы сохранения природных ресурсов не будет иметь развития, заявил чиновник. Все эти моменты находят отражение в ведомственной целевой программе создания комплексной системы регулирования.

Эколого-экономическое регулирование является главным принципом современной концепции устойчивого развития общества: удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения достигается без лишения такой возможности будущих поколений. Концепция эколого-экономического развития предполагает соблюдение баланса между экономическими интересами и экологической выносливостью природной среды, а критерий экологической надежности выбираемых решений при капитальных инвестициях является определяющим. В экологической политике происходит переход от устранения последствий загрязнений к их профилактике и предупреждению.

Судебная практика

Планово-аналитический отдел Управления по надзору в сфере недропользования Росприроднадзора ведет обобщение и учет данных о постановлениях об административных правонарушениях в сфере природопользования, выдаваемых государственными инспекторами Росприроднадзора и его территориальных органов. Так, в общей сложности с участием Росприроднадзора, его территориальных органов было рассмотрено судами и находилось в их производстве 790 дел, отдельно с участием государственных природных заповедников - 69, национальных парков - 71, а также с участием специальных морских инспекций - 22.

Наибольшее количество дел рассматривается в судах по спорам в сфере охраны окружающей среды, в том числе по территориальным спорам, связанным с функционированием подведомственных заповедников и национальных парков, причем большинство (2/3) решений вынесено в пользу Росприроднадзора и его подведомственных организаций.

Отмена постановлений о привлечении к административной ответственности происходит в большинстве случаев по основаниям, связанным с неполным соблюдением процессуальных требований (при составлении протоколов, актов, постановлений и других документов). В связи с этим одно из важных направлений Росприроднадзора - создание прозрачных, корректных процедур для доведения нарушителей до наказания через суд или через штраф.

В конечном итоге - организация такого эффективного контроля или надзора, которые создавали бы соответствующую обстановку и не позволяли нарушать природоохранные мероприятия. Хотя совершенно понятно, что суд является важным инструментом в системе регулирования отношений в области природопользования.

Меры ответственности будут жестче

Нормативная база, регламентирующая процедуру привлечения нарушителей к административной ответственности, содержит значительное количество пробелов и внутренних противоречий, а размер санкций не способствует достижению цели наказания - предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Сергей Сай рассказал о встречающихся в практике случаях, когда приропользователи совершенно спокойно и регулярно выплачивают штрафы за нарушения, поскольку они несоизмеримо малы по сравнению с получаемой прибылью. Такие штрафы заранее относят к издержкам производства.

Меры административной ответственности за нарушение природопользования будут жестче. В частности, будут внесены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях по увеличению размера штрафных санкций за нарушения, предусмотренные ст. 7.1 (самовольное занятие земельного участка (лесного фонда); 7.8 (самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (отдыха) санитарно-охранной, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения); 8.7 (невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодных для использования по целевому назначению) и т.д.

За незаконную застройку водоохранных зон природопользователи должны нести финансовую ответственность (не только штрафы, налагаемые государственными инспекторами при проведении проверок, но и уплата налогов с учетом реальной стоимости этих земельных участков, так как дома и другие сооружения, возведенные собственником, не будут снесены).

Деятельность Росприроднадзора - на самом острие общественного внимания, всегда сопряжена с конфликтом интересов отдельных социальных групп, государства и граждан и направлена на реализацию полномочий государства по обеспечению законности и правопорядка в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В связи с этим взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации является не только частью информационного обеспечения службы и результатов ее деятельности, но и важной составляющей при создании имиджа и авторитета службы. Представители Greenpeace, WWF, IFAW и других общественных природоохранных организаций осуществляют плодотворное систематическое сотрудничество.

* Предельно допустимое содержание




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум