5.8. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛОрловский юридический институт МВД РФ Правовая реформа, вызванная происходящими изменениями в социально-политической жизни нашего государства, модернизация уголовного законодательства, сопровождающиеся ростом преступности в России, повышением уровня коррумпированности органов государственной власти и значительный уровень безнаказанности за совершение преступлений предполагают наличие четких и объективно необходимых предписаний в области регулирования уголовно-правовых отношений. Это требует своевременного переосмысления ряда правовых категорий, к числу актуальных направлений исследования которых относится проблема реализации принципов уголовного права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Содержание принципов уголовного права в настоящее время должно соответствовать с одной стороны действующему законодательству, направленному на защиту граждан, их прав и свобод от преступных посягательств, с другой стороны - способствовать органам внутренних дел адекватно реагировать на противоправные посягательства. Поэтому представляется важным теоретическое осмысление принципов уголовного права, которые составляя единую систему, позволяют правоприменителям ориентироваться на них при осуществлении своей деятельности и принятии решений. Кроме того, будучи исходными, базовыми положениями уголовного права, принципы имеют длительное время действия, играют базовую роль для других норм уголовного законодательства, обладают большей устойчивостью, чем отдельные его нормы, что в условиях динамичности Уголовного кодекса РФ весьма значимо. Долгое время вопрос о принципах уголовного права в России имел во многом идеологическое значение, что затрудняло его понимание и осмысление. В настоящее время назрела необходимость их научного изучения с учетом истории развития и новых социально-экономических реалий нашего государства. Не претендуя на исчерпывающее разрешение проблемы в целом, остановимся на некоторых наиболее существенных вопросах. Принципами той или иной системы права традиционно признаются основные руководящие положения, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе(1 ). В свою очередь А.И. Чучаев принципами уголовного права считает «указанные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют как его содержание в целом, так и содержание отдельных его институтов»(2 ). И.М. Тяжкова под принципами уголовного права понимает «основополагающие идеи и основные исходные положения, закрепленные в уголовном законодательстве и обязательные для правоприменительных органов в процессе осуществления ими своей деятельности в борьбе с преступностью»(3 ). Последнее определение нам кажется наиболее приемлемым применительно к сущности принципов уголовного права, реализуемым в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Закрепление в законодательном порядке принципов в Уголовном кодексе РФ является важной его особенностью и достижением. Принципы уголовного права известны давно, много раз исследовались в научной литературе, но ранее существовали в виде научных идей. Теперь же они стали действующими нормами и предписывают законодателю, правоприменителю, личности единственно возможный вариант поведения, отступление от которого может влечь применение мер государственного принуждения. Общеизвестно, что самые мудрые и прогрессивные идеи могут реализовываться лишь тогда, когда они найдут воплощение в правовых нормах, приобретут общеобязательную силу. Сам факт декларации принципов в законодательстве повышает их значение, предопределяя единое направление в правоприменительной деятельности(4 ). Показательны в этой связи ст.3-7 УК РФ, закрепляющие принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма. В литературе их называют принципами уголовного права. Однако, по мнению Р.А. Сабитова такое название противоречит содержащемуся в ч. 2 ст. 2 УК положению, согласно которому Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, и в названных статьях речь идет именно об уголовной ответственности и наказании лиц, совершивших преступления(5 ). Думается, что принципы уголовного права и принципы уголовной ответственности все же совпадают по содержанию и являются тождественными понятиями. Нормативно закрепленные в уголовном законодательстве принципы характеризуют по сути изначальные, наиболее существенные свойства уголовного права и образуют систему, которую можно рассматривать как руководящие начала построения всего уголовного законодательства. Ввиду этого эффективность действия уголовно-правовых норм достигается последовательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности. Вместе с тем выделение того или иного принципа из системы дает возможность определить роль каждого принципа, что облегчает их практическое применение. Необходимо констатировать, что в настоящее время не имеется четкого представления о месте каждого принципа в системе принципов уголовного права, отсутствуют указания на специфику их реализации в области борьбы с преступностью. Так В.В. Похмелкин сравнивает иерархию принципов уголовного права с пирамидой, на вершине которой стоит принцип справедливости. Он отмечает, что «являясь обобщающим началом нормативного регулирования, справедливость служит интегративной оценкой принципов, норм и актов применения уголовного права с точки зрения объективной необходимости, общественной полезности, нравственной допустимости и юридической правомерности»(6 ). Аналогичную позицию высказывает В.П. Степалин, предлагая рассматривать справедливость как обобщающий принцип, имеющий тесную взаимосвязь с другими принципами (суперпринцип), который в определенной мере подразумевает другие принципы(7 ). В.В. Мальцев в свою очередь предлагает поставить на первое место в нормативном ряду принципов Уголовного кодекса норму, формулирующую принцип равенства перед законом и судом(8 ). П.А. Фефелов считает, что законность является более общим принципом и ставит ее на первое место в системе принципов уголовного права(9 ). Д.В. Кияйкин также отмечает, что принципу законности принадлежит особое место в системе принципов уголовного права, он «определяет зону, спектр и область действия других уголовно-правовых принципов»(10) . Данная позиция основана на действующем уголовном законодательстве, где принцип законности указан на первом месте. Принцип законности конкретно закреплен и гарантирован Конституцией Российской Федерации и нашел отражения в ст. 3 УК РФ. В соответствии с данным принципом, пронизывающим все уголовно-правовые нормы, преступность деяния и его наказуемость, а также иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом Российской Федерации. Важным положением, раскрывающим содержание принципа законности, является указание о том, что применение закона по аналогии не допускается (ч.2 ст. 3) Это четкий ориентир для правоприменителя, исключающий возможность как восполнения своими решениями пробелов в законе, так и произвольного толкования текста закона в сторону расширения или сужения истинного его смысла. Однако по традиции, сложившейся в России Верховные Суды пользуются правом давать «руководящие разъяснения» действующего уголовного законодательства, ограничивая или расширяя пределы уголовной ответственности в правилах квалификации преступлений. При этом неизбежно, пусть даже из благих мотивов повышения эффективности правоприменительной деятельности в борьбе с преступностью, искажается воля законодателя, а действие принципа законности ограничивается фактическим законотворчеством со стороны судебной власти. Это не является верным по существу, поскольку уголовная ответственность должна применяться исключительно на основании Уголовного кодекса и в точном соответствии с ним. В качестве одного из важнейших принципов в уголовном законодательстве обоснованно закреплено конституционное положение о равенстве граждан перед законом (ст. 4 УК РФ). Данный принцип «предполагает не только единую юридическую квалификацию поведения лиц при совершении ими деяний одного вида, но и точную, с учетом внутривидовых свойств деяния меру ответственности»(11) . Равенство всех перед уголовным законом означает равную обязанность нести ответственность за совершенное преступление. «Каждый гражданин, нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности и никто не вправе быть устранен от уголовной ответственности, если в его действиях имеется состав преступления»(12) . Следующим статья 5 Уголовного кодекса РФ закрепляет принцип вины: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». Этот принцип представляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права. Сущность данного принципа заключается в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий. Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, преступлением становится лишь тогда, когда оно совершено виновно. В соответствии с этим принципом во многих статьях Особенной части УК РФ законодатель указывает ту или иную форму вины, при которой соответствующее поведение может рассматриваться как преступное. Однако во многих статьях Особенной части УК конкретная форма вины не указана, что не только создает трудности для квалификации, но и нарушает прямую связь принципа виновности с конкретными уголовно-правовыми нормами. В юридической литературе отмечается, что в принцип вины включает, во-первых, личную (персональную) ответственность лица, виновного в совершении преступления, во-вторых, предусматривает уголовную ответственность только физических лиц, умышленно или по неосторожности совершивших преступление. Речь идет о субъективной (отнесенной к конкретному лицу - субъекту) и личной (индивидуальной) ответственности конкретного правонарушителя. При любых тяжких последствиях деяния в случае отсутствия вины (виновности) конкретного лица оно не может квалифицироваться как преступное. Довольно важное место в системе принципов уголовного права занимает принцип справедливости. Справедливость является не только морально-этической, социальной, но и правовой категорией, которая составляет нравственную основу всей правоприменительной деятельности. Применительно к уголовно-правовой области он означает соответствие воздаяния каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий, предопределяемых характером и тяжестью содеянного, и закреплен в статье 6 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и тоже преступление (ч.2 ст.6 УК РФ). Существует мнение, что ст.6 УК о справедливости наказания реально невыполнима, декларативна, так как отсутствуют инструменты и единицы измерения характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, не выработаны критерии справедливости, а весь механизм правоприменения основывается на субъективных оценках должностных лиц(13) . В определенной мере такая позиция обоснованна, кроме того ни в одном нормативном акте, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью, нет указания на принцип справедливости. Тем не менее справедливость является одним из основополагающих принципов правоприменительной деятельности, хотя бы по тому основанию, что закреплена в качестве принципа уголовной ответственности в Уголовном кодексе РФ. Разработка же критериев ее оценки - перспективная задача юридической науки. Принцип справедливости наряду с другими принципами уголовного права распространяется не только в отношении виновного лица при привлечении его к уголовной ответственности. В равной мере принципы должны учитывать законные интересы потерпевших, когда решается вопрос об освобождении виновных лиц от уголовной ответственности, возмещении причиненного ущерба. В современной России признается необходимость усиления гуманистических начал в обществе, утверждения общечеловеческих ценностей с позиции естественного права, уважения к личности. Принцип гуманизма получил закрепление в статье 7 Уголовного кодекса РФ, что является отражением ст. 2 Конституции РФ, где указано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это положение означает, что отношение к человеку, в какой бы правовой ситуации он не находился, предполагает соблюдение его прав и свобод. Принцип гуманизма в уголовном праве характеризуется двумя обстоятельствами. Суть первого состоит в том, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК); суть второго в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Гуманизм в правоприменительной деятельности органов внутренних дел в первую очередь должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми средствами неприкосновенности личности, собственности от преступных посягательств. В этих целях Особенная часть уголовного права содержит конкретные виды преступлений, за наиболее опасные из которых виновные подлежат достаточно суровому наказанию. Гуманным будет любое справедливое наказание. Принцип гуманизма раскрывается во многих статьях Уголовного кодекса РФ. Так, статья 10 УК РФ содержит положение о том, что уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Уголовный закон, устанавливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, подвергаемого наказанию, обратной силы не имеет. Соответственно в ходе привлечения виновных к уголовной ответственности сотрудники органов внутренних дел должны решать вопрос о действии уголовного закона во времени, смягчающих ответственность обстоятельствах, избирать максимально гуманную меру пресечения в соответствии с тяжестью содеянного и личностью преступника, тем самым реализуя во взаимодействии всю систему принципов уголовного права. Принципы уголовного права находят выражение и в иных нормах уголовного законодательства, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Выделение их в отдельные статьи имеет важное, но не исчерпывающее значение. Рассмотренные нами принципы существенно дополняются доктриной уголовного права. Не преследуя целей детально проанализировать все имеющиеся в науке позиции по вопросу о принципах уголовного права, заметим, что быть реализованными в правоприменительной деятельности органов внутренних дел могут только зафиксированные в уголовном законе принципы. УК РФ раскрывает содержание каждого из перечисленных принципов уголовного права, однако в уголовно-правовой науке оно порой справедливо существенно корректируется и дополняется. Уголовное право является одной из самых динамичных отраслей права, и современные реалии требуют разработки новых подходов к перечню и содержанию принципов, закрепленных в уголовном законодательстве и реализованных в процессе правоприменительной деятельности органов внутренних дел. На наш взгляд, количество принципов можно было бы расширить за счет включения в их перечень принципа неотвратимости уголовной ответственности. По мнению некоторых авторов, данный принцип - общий для всех отраслей российского права, и указывается на необходимость его нормативного закрепления в качестве общего положения для всех видов ответственности по российскому праву и в уголовном законодательстве в частности(14) . Внесение в Уголовный кодекс данного принципа позволило бы конкретизировать более общие по содержанию принципы законности и равенства граждан перед законом. Ведь равенство воплощается в действительности лишь в ситуации, когда подавляющее большинство преступлений раскрыто, а лица, их совершившие, в строгом соответствии с законом привлечены к уголовной ответственности. Между тем другие ученые полагают, что принцип неотвратимости уголовной ответственности охватывается другими принципами: законности(15) , справедливости (1б) , равенства перед законом и др. Признавая принцип неотвратимости уголовной ответственности самостоятельным принципом уголовного права, С. Г. Келина и В. Н. Кудрявцев формулировали принцип неотвратимости уголовной ответственности следующим образом: «1) Всякое лицо, в действиях или бездействии которого установлен состав преступления, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным уголовным законом. 2) Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом»(17) . Реализация принципа неотвратимости уголовной ответственности в деятельности органов внутренних дел связана с раскрытием и расследованием ими преступлений, привлечением виновных лиц к уголовной ответственности. Он означает, что всякое лицо, совершившее преступление, должно быть установлено и привлечено к уголовной ответственности, подлежать наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом. В более конкретном аспекте принцип неотвратимости означает: во-первых, что ни одно преступление не должно оставаться незамеченным, нераскрытым; во-вторых, что каждый правонарушитель, должен нести ответственность за свое преступление. Этот принцип не допускает безнаказанности, вседозволенности. Принцип неотвратимости уголовной ответственности должен быть закреплен в уголовном законодательстве как в целях самоограничения государственной власти, так и во имя обеспечения справедливости в отношении гражданина. Значение этого принципа заключается в том, что неотвратимость ответственности есть лучший способ проявления предупредительного воздействия уголовного закона. Президент Путин В.В. отмечал, что бессмысленно ужесточать наказание, если мы не можем обеспечить главный фактор -неотвратимость наказания.(18) Известно, что о силе государственной власти, в том числе и об авторитете органов внутренних дел граждане судят по тому, насколько этой власти удается реализовать указанный принцип. Стоит согласиться с мнением, что «неотвратимость уголовной ответственности - это все-таки идеал, и как любой идеал, в реальной жизни недостижимый»(19) . Но это положение применимо к любому принципу уголовного права, реализация которых в их единстве должна сопровождаться целом рядом обеспечительных средств. Их полное и постоянное осуществление - необходимая предпосылка правильного и эффективного применения норм уголовного права. В связи с этим заслуживает внимания предложение В.В.Мальцева по включению в УК РФ правила, в соответствии с которым «законодатель и суд Российской Федерации обеспечивают приоритет принципов настоящего Кодекса над другими его понятиями и нормами»(20) . Думается, что эта норма должна распространяться как на законодательную, так и на правоприменительную деятельность, которые обе в последние годы нередко не соответствуют принципам законности и справедливости. Принципы уголовного права должны грамотно применяться сотрудниками органов внутренних дел при реализации их компетенции в уголовно-правовой сфере. Следование принципам будет свидетельствовать о высоком уровне правосознания и правовой культуры должностных лиц, способствовать правильному применению уголовного закона, последовательному соблюдению прав и интересов граждан, стабильности уголовной политики России. Это позволит сотрудникам органов внутренних дел в своей повседневной деятельности выполнять задачи, поставленные перед ними Министром внутренних дел Р. Г. Нургаллиевым, основываясь «на строгом выполнении норм законности, формировать в сознании граждан и общества в целом образ положительного имиджа служителя закона».(21) Принципы уголовного права выступают регулятором правоприменительной деятельности. Руководящие начала здесь служат в известном смысле гарантом правильности, безошибочности применения правовых предписаний. В тоже время реализация принципов в правоприменительной деятельности органов внутренних дел представляет определенную сложность, в частности, потому, что они сформулированы широко и выглядят скорее как лозунги и пожелания, а не как конкретные предписания. Нормативные акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел также содержат статьи, посвященные принципам (ст. 3 Закона «О милиции»; ст. 2 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.), однако сущность самих принципов в них не раскрывается. Одной из важных задач, стоящих перед законодателем является конкретизация содержания принципов правоприменительной деятельности органов внутренних дел в ведомственных нормативных актах. Реализация принципов уголовного права должна состоять, во-первых, в их «усвоении» сотрудниками органов внутренних дел, применяющими уголовный закон, во-вторых, в формировании их правового сознания и желания следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. Это требует принятия организационных мер воспитательного характера; поддержания надлежащего уровня правосознания правоприменителей; привлечения возможностей общества и государства в создании надлежащих материально-технических условий для правоприменения, обеспечения социальных гарантий сотрудникам(22). В случае нарушения принципов уголовного права должна вступать в действие система государственного контроля: прокурорский надзор и судебный контроль, которые обязаны устранить нарушение, отменить не основанные на принципах уголовного права действия и решения правоприменителей. Основными мерами повышения эффективности реализации принципов уголовного права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел являются: совершенствование законодательства в области борьбы с преступностью, улучшение системы подготовки кадров и повышение квалификации сотрудников; повышение качества их работы, организационно-техническое оснащение. На основе рассмотренных принципов решаются задачи, стоящие перед уголовным законодательством, в соответствии с ними строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права.(23) Принципы уголовного права действуют на протяжении всего процесса правоприменения и проявляются в нем по-разному: на одних стадиях прослеживается более тесная их взаимосвязь, на других - менее тесная(24). Реализация принципов уголовного права происходит в повседневной правоприменительной деятельности. Процесс этот незаметный, так как не находит прямого отражения в процессуальных документах, но он проявляется по-другому: в качестве принимаемых решений, в принятии или отторжении выносимых приговоров и иных процессуальных решений народом, в доверии или недоверии к органам внутренних дел целом. *** 1 Общая теория государства и права: учебник. / Вишневский, Н. А. Горбатюк, В. А. Кучинский; Под общ. Ред В. А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб, лит-ры, 2006. С. 184; Теория государства и права: учебник / отв. Ред. А. В. Малько. - М. : КНОРУС, 2006. С.127 и др. 2 Чучаев А.И. Принципы уголовного права // Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ре. А.И. Рарога. -М. : ТКК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.9. 3 Российское уголовное право: в 2 т.. Т. 1. Общая часть: Учеб. / под ред Иногамовой-Хегай, B.C. Комисарова, А.И. Рарога. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. с. 14. 4 Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве// Государство и право. 1997. N1.С.56 5 Сабитов Р.А. Теория и практика квалификации уголовно-правовых деяний: Учебное пособие. -. Челябинск: Челябинский ЮИ МВД РФ, 2005. С 50. 6 Похмелкин В.В. Социальная справедливость и уголовная ответственность. Красноярск, 1990. С. 24 7 Научно-практическое пособие по применению УК РФ/ Под ред. В.М. Лебедева. - М.: Норма, 2005. С. 10. 8 Мальцев В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности. СПб.: ИзД-во «Юридический центр Пресс», 2004. С. 249. 9 Фефелов П.А. Механизм уголовно-правовой охраны (основные методологические проблемы. М., 1992. С. 105. 10 Кияйкин Д.В. Уголовно-правовой принцип законности. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 17. 11 Мальцев В. В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. N 2. С. 99. 12 Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М.: Наука, 1988. С. 94. 13Корецкий Д. Должное и сущее в юридической теории и правоприменительной практике // Законность. 2002. N7.С. 3. 14 Баранов В.М. Юридическая ответственность// Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева/ Учебник. М., 1999. С.518; Малеин Н.С. Неотвратимость и индивидуализация ответственности // Советское государство и право. 1982. N11. С.50; Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 125 и др.. Курс уголовного права: в 5 т. Т. 1. Общая часть. Учение о преступлении / под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002. С. 68. 16 Пудовочкин Ю. Е., Пирвагидов С. С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. 17 Келина С. Г., Кудрявцев В. Н. Принципы советского уголовного права. М.: Наука, 1988. С. 128-129. 18 Путин В.В. Не ужесточать наказание, а обеспечивать его неотвратимость. Из выступления на коллегии Ген. Прокуратуры // Российская юстиция. - 2000. N3. - С.1. 19 Дж. Флетчер, А.В. Наумов Основные концепции современного уголовного права. - М.: Юристъ, 1998. С. 180. 20 Мальцев В.В. Принципы уголовного права. - Волгоград, 2001. - С. 245. 21 Обращение Министра Внутренних Дел РФ к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим Внутренних Войск МВД РФ // Щит и меч. 25.08.2005. N 32. С. 1. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. Р.А. Базарова, В.П. Ревина. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2003. С. 11. 23 Иванов В.Д. Уголовное право. Общая часть. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. С. 26. 24 Иванова С.А. Принцип социальной справедливости в правоприменительной деятельности (теоретические аспекты реализации) // Государство и право. 2006. N 1. С. 26
|