Контроль налоговых органов: камеральная проверкаВ настоящее время основным видом налогового контроля является камеральная проверка. При этом камеральная проверка в сравнении с выездной проверкой значительно в меньшей степени "прописана" в налоговом законодательстве. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. При этом камеральные налоговые проверки являются наиболее массовым видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам. Таким образом, камеральной проверке подвергаются, как правило, налоговые периоды текущего года деятельности налогоплательщика. Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений. Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, которые представляются налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога Но налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов). Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. При этом не требуется (как в случае с выездной налоговой проверкой) какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки). С чего начинается камеральная проверка Камеральная проверка начинается непосредственно после получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через своего представителя, посредством почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки Проведение камеральной проверки выражается в проведении со стороны налогового органа следующих мероприятий: - анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода; - сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности; - оценка достоверности отраженной в отчетности информации, на основе имеющейся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика; - анализ динамики показателей налоговой отчетности с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других видов ресурсов; - сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков. Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить ему внести соответствующие изменения и дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. Например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 30.09.03 N А57-1246/03-7 сделал следующий вывод. В соответствии с абз. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Требование об уплате налога или пени не зависит от наличия факта совершения налогового правонарушения и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Требование об уплате штрафа предъявляется уже после того, как налоговый орган вынесет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предъявление требования на основании положений абз. 3 ст. 88 НК РФ можно назвать методическим мероприятием камеральной проверки, поскольку целью предъявления такого требования является устранение возможности допущения налогоплательщиком обнаруженных налоговым органом ошибок при заполнении налоговых деклараций в будущих налоговых периодах. Выявление налогового правонарушения Если налогоплательщик не внес исправления в отчетность, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Как правило, это выражается в истребовании у налогоплательщика и его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требования о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования. Как правило, налоговый орган истребует дополнительные документы в следующих случаях: - при наличии несоответствия показателей налоговой декларации текущего периода с аналогичными показателями предшествующих налоговых периодов; - при несоответствии показателей проверяемой декларации показателям налоговых деклараций по другим налогам. Кроме того, документы, как правило, всегда истребуют при заявлении налогоплательщиком значительных налоговых вычетов по НДС. В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставления их в пятидневный срок, для него наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ. Несмотря на то что НК РФ предоставляет налоговым органам большие полномочия по истребованию документов, судебная практика показывает, что непредставление документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, исключает возможность привлечения к ответственности. Например, постановление ФАС СЗО от 31.01.03 N А42-6342/01-26-77/ 02, постановление ФАС УО от 19.12.02 N Ф09-2624/02-АК. Налогоплательщику также необходимо обратить внимание на то, что в информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.03 N 71 указано, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету). Проведение в ходе камеральной проверки иных мероприятий налогового контроля Согласно ст. 87 НК РФ, "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка)". Встречная проверка проводится путем истребования соответствующих документов в письменном виде. Такое право налоговых органов предусмотрено ст. 31 НК РФ. При этом четкой формы истребования документов налоговое законодательство не содержит. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов в налоговый орган, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение налогоплательщиком этого положения влечет ответственность в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями. Арбитражные суды при разрешении спорных вопросов, связанных с проведением встречных проверок, указывают, что налоговый орган имеет право истребовать только документы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. При проведении камеральной проверки, как отмечалось выше, налоговый орган может направить запрос в банк о предоставлении информации о движении средств по счету налогоплательщика. Такой запрос подлежит безусловному исполнению банком. Непредставление подобной информации влечет для банка ответственность в соответствии со ст. 135.1 НК РФ. Оформление результатов проверки Если при камеральной проверке сотрудник налогового органа находит ошибки в исчислении налога, он составляет докладную записку на имя руководителя налогового органа. В докладной записке излагаются установленные в ходе камеральной проверки доказательства, свидетельствующие о совершении налогового правонарушения. В докладной записке отражаются все показатели налоговой декларации, при исчислении которых налогоплательщиком были допущены нарушения, а также исправления, внесенные работником налогового органа в ходе проверки. Также в докладной записке руководителю налогового органа рекомендуется принять одно из следующих решений: 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Если в докладной записке содержится предложение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, то должно быть указано, каких именно и чем вызвана необходимость их проведения. Вынесение решения по результатам проверки В случае вынесения по результатам проверки решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в нем отражается следующая информация: - виды налоговых правонарушений; - обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, установленные проверкой; - документальное подтверждение указанных выше обстоятельств; - информация о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих вину налогоплательщика; - информацию о применяемых к налогоплательщику налоговых санкциях. Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения документов налогоплательщиком. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после отправки. В десятидневный срок с момента вынесения решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени. Такого рода требование об уплате налога, содержит сведения о сумме задолженности по налогу, о размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.
|