ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГПонятие налоговые льготы в главе 28 НК РФ "Транспортный налог" не используется. Пунктом 2 статьи 358 НК РФ установлен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения (нумерация подпунктов пункта 2 сохранена): 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил. В данном случае возможна ошибка с применением льготы, связанная с тем, что в этой отрасли законодательства используется термин "маломерные плавательные средства" . Так, в постановлении Правительства Москвы от 24 июня 1997 г. N 474 "Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах и Правил охраны жизни людей на воде в городе Москве" приведено следующее определение: под маломерными плавательными средствами понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажиров вместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности. Нетрудно убедиться, что глава 28 НК РФ освобождает от уплаты налога далеко не всех владельцев маломерных судов, а только весьма незначительную их часть. Что касается весельных лодок, то их исключение из числа объектов налогообложения может быть связано с трудностью определения данного понятия (спектр транспортных средств, которые могут относиться к весельным лодкам очень широк), а также проблемами с их учетом; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке. В данном случае следует сделать вывод о том, что законодатель допускает возможность приобретения через органы социальной защиты и более мощных автомобилей. Очевидно, что такая норма заложена в законодательство в расчете на весьма далекую перспективу. При отнесении автомобилей к категории транспортных средств, оборудованных для использования инвалидами, следует руководствоваться Перечнем технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 998 (в редакции постановления Правительства РФ от 10.05.2001 N 357). В соответствии с пунктом 4 упомянутого Перечня в состав таких средств включаются автомобили с ручным управлением и оборудование к ним (в том числе механизмы для погрузки кресла-коляски, поворотные сиденья, приспособления для закрепления кресла-коляски), устройства для ручного управления (в том числе механические, электрические, пневмогидравлические) и для переоборудования автомобилей; 3) промысловые морские и речные суда. Действующими законодательными и нормативными актами определение промысловых судов не установлено. Так как после 2001 года промысел водных биологических ресурсов осуществляется исключительно на основании лицензий, то можно заключить, что к категории промысловых судов могут быть отнесены суда, имеющие такие лицензии или имеющие право на их получение; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Общие правила договора перевозки установлены главой 40 ГК РФ. Кроме того, особенности осуществления перевозок водным транспортом определены главами XIII-XV Водного кодекса Российской Федерации, особенности воздушных перевозок - главой XV Воздушного кодекса Российской Федерации. Указание на то, что перевозка должна быть основным видом деятельности, означает, что этот вид деятельности должен быть указан в уставных документах организации. На праве собственности транспортные средства принадлежат коммерческим организациям, основанным на праве частной собственности (включая совместную и коллективную - в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов и т.п.). На праве хозяйственного ведения транспортные средства принадлежат государственным или муниципальным предприятиям, на праве оперативного управления - казенным предприятиям и учреждениям. По данной норме следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ речь идет только об организациях. Следовательно, индивидуальные предприниматели (зарегистрированные и незарегистрированные в качестве юридических лиц) права на льготу не имеют. То есть такие хозяйствующие субъекты обязаны уплачивать транспортный налог на общих основаниях - вне зависимости от того, является деятельность по перевозке грузов и пассажиров основным видом деятельности. Во-вторых, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о дорожных фондах не являлись плательщиками налога с владельцев транспортных средств предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). В главе 28 НК РФ подобной нормы не содержится. Таким образом, теперь (с 2003 года) автотранспортные организации должны уплачивать налог на общих основаниях, а организации, осуществляющие иные виды перевозок (по воде или по воздуху), от уплаты налога освобождаются; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. Данная норма, по нашему мнению, должна быть дополнительно уточнена подзаконным актом ФНС или законом субъекта Российской Федерации, которым будет устанавливаться налог. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, не определено, в какой степени перечисленные виды транспортных средств должны использоваться при производстве сельскохозяйственной продукции. Например, с большой долей вероятности можно предположить возникновение налоговых споров в том случае, когда один и тот же трактор используется на разных видах работ (летом - на посевных и уборочных работах, а зимой - на лесозаготовительных). Поэтому представляется логичным установление некого критерия, при соблюдении которого льгота начинает действовать. В частности, можно использовать принцип, ранее применявшийся при предоставлении льгот по налогу на прибыль, если транспортное средство используется для производства сельскохозяйственной продукции более половины времени, то налог не уплачивается, если менее половины - уплачивается на общих основаниях. Во-вторых, неясно, какие последствия наступают тогда, когда организация самостоятельно изменяет функциональное предназначение специальной техники (например, в молоковозах перевозится пиво, а в скотовозах - дрова); 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В соответствии с пунктом 3 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и органах, указанных выше. В соответствии со статьей 2 упомянутого закона военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. До тех пор, пока не будет однозначно разъяснено понятие "служба, приравненная к военной", приведенный перечень следует считать исчерпывающим; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД РФ от 17.02.94 N 58 (в редакции приказов МВД РФ от 26 марта 1996 года N 152, от 29 июля 1997 года N 466, от 18 мая 1999 года N 356, от 08 июля 1999 года N 510, от 07 сентября 2000 года N 934, от 12 сентября 2000 года N 950), организация и проведение работы по розыску транспортных средств возлагается на подразделения госавтоинспекции, подразделения криминальной милиции. Следовательно, и документ, подтверждающий факт угона транспортного средства, должен выдаваться одним из указанных подразделений МВД РФ в зависимости оттого, каким подразделением принято заявление об угоне транспортного средства. Срок, в течение которого должен быть выдан соответствующий документ, Инструкцией не установлен. Однако следует иметь в виду, что пункт 4 Инструкции обязывает подразделение, проводящее расследование по уголовному делу, возбужденному по факту угона транспортного средства, должно провести ряд обязательных мероприятий. В частности, установлено, что в период первоначальной проверки с целью выявления разыскиваемого транспортного средства подразделениями органа внутренних дел, задействованными в розыске, осуществляется сбор оперативной информации, осмотр возможных мест его нахождения, направление розыскных заданий, ориентировок в другие органы внутренних дел. При проведении проверки также учитывается возможность заведомо ложного доноса о преступном посягательстве на автомототранспорт, который может предприниматься, когда заявитель: совершил дорожно-транспортное происшествие; привлекается к уголовной ответственности за совершение преступлений, по которым возможна конфискация имущества (в том числе транспортных средств); пользуясь автомототранспортом по доверенности, причинил ему повреждения; имеет цель незаконно получить страховое возмещение за якобы угнанный или похищенный автомототранспорт; управлял транспортным средством в нетрезвом состоянии и не остановился по требованию сотрудника милиции. Проведение указанных мероприятий потребует соответствующих затрат времени, в течение которого, очевидно, документ, подтверждающий факт угона, выдаваться не будет; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. На уровне федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации вопросы организации санитарной авиации не регулируются (федеральный закон о здравоохранении, в котором содержится соответствующая глава, находится на рассмотрении в Госдуме РФ с 1999 года). В соответствии с Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 7 октября 2005 г. N 627, санитарная авиация может входить в состав областной, краевой, республиканской больницы или учреждения здравоохранения медицины катастроф и действует на правах ее отделения. Таким образом, не подпадают под налогообложение только самолеты и вертолеты, входящие в состав имущества указанных станций, а также закрепленные установленным порядком за соответствующей медицинской службой. Самолеты и вертолеты других ведомств, привлекаемые для обеспечения потребностей санитарных и медицинских служб, облагаются налогом в общем порядке. Из текста подпунктов 6 и 8 пункта 2 статьи 358 НК РФ можно сделать вывод, что транспортные средства бюджетных учреждений облагаются налогом на общих основаниях. Исключение сделано только для силовых ведомств и органов Минздрава РФ; 9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Создание Российского международного реестра судов предусмотрено Федеральным законом от 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" Как можно предположить из названия закона, его принятие обусловлено созданием Российского международного реестра судов. Однако отдельного законодательного акта, который бы регулировал создание такого Реестра, принято не было. Законодательное регулирование создания и применения Реестра осуществлено посредством внесения изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ). Создание реестра по мнению разработчиков Федерального закона N 168-ФЗ, призвано обеспечить получение дополнительных доходов в государственный бюджет, усилить транспортную составляющую национальной безопасности, повысить авторитет торгового флота России в мировом судоходстве. В соответствии с пунктом 1 статьи 33 КТМ судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в КТМ Федеральным законом N 168-ФЗ): * Государственном судовом реестре; * Российском международном реестре судов; * судовой книге; * бербоут-чартерном реестре.
|