АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА - Свод законов

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Никулина О.В., старший лейтенант милиции, адъюнкт кафедры УАП и АД ОВД БелЮИ МВД России

В условиях нестабильности современного потребительского рынка особого внимания требуют вопросы обеспечения безопасности, соблюдения прав и интересов граждан в рассматриваемой сфере. Решение этих проблем предполагает использование разнообразных правовых средств, среди которых важное место занимают меры административной ответственности.

Начиная с 90-х годов прошлого века, отмечается тенденция расширения сферы административной ответственности, что связано с ослаблением роли государства в сфере экономики и бурным развитием рыночных отношений (1).

К.С.Бельский справедливо замечает, что, несмотря на проделанную многими учеными работу по изучению проблемы административной ответственности и подготовленную базу, ни Основы законодательства Союза ССР об административной ответственности ни последующие кодексы не закрепили понимание административной ответственности в виде определения (дефиниции), хотя использовали это понятие, взяв за основу два его ключевых признака: административный проступок и административное взыскание (2). К сожалению, данное замечание не нашло своего отражения и в действующем КоАП РФ, но однако здесь закреплено, что основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дает определение административного правонарушения - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка обладает рядом характерных черт. К ним можно отнести особенности административного правонарушения в сфере потребительского рынка. Помимо общих признаков, таких как противоправность, виновность и наказуемость, для административного правонарушения на потребительском рынке характерен ряд специальных признаков состава. К таковым можно отнести специальный субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (их должностные лица), осуществляющий производство товаров, торгово-закупочную деятельность, деятельность по выполнению работ, оказанию услуг на потребительском рынке. Из данного определения есть исключение, связанное с осуществлением физическим лицом незаконной предпринимательской деятельности на потребительском рынке без государственной регистрации в установленном порядке.

Особенностью правонарушений на потребительском рынке является их разноплановость. Так в качестве родового объекта подобных правонарушений, могут выступать здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, право на информацию, предпринимательская деятельность, порядок управления и другие права, как потребителей, так и государственных органов, осуществляющих контроль и надзор на потребительском рынке. Объективной же стороной данных правонарушений будут являться действия или бездействие, повлекшие за собой нарушение прав потребителей, а также невыполнение указаний (3) государственных контрольно-надзорных органов.

КоАП РФ не предусматривает отдельную главу, объединяющую все правонарушения на потребительском рынке, что вполне закономерно, учитывая различие их объектов. Все данные правонарушения можно условно объединить в три группы: правонарушения в сфере торговли; правонарушения связаны с выполнением работ; правонарушения с оказанием услуг.

Правонарушения в сфере потребительского рынка включены в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и являются неотъемлемой частью правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. Это вполне логично, поскольку понятия "предпринимательство" и "потребительский рынок" объединяет то, что они являются категориями, прежде всего экономическими. Поэтому для правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг область предпринимательства является родовым объектом, где они могут рассматриваться как видовой объект посягательства. Видовой объект - разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (4). В нашем случае это группа правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг.

Вместе с тем отдельно взятый административный проступок посягает не на всю группу общественных отношений, которые составляют родовой объект, а на отдельное общественное отношение или несколько отношений, которые могут быть неоднородными по содержанию. А это уже непосредственный объект правонарушения. Административные правонарушения в сфере потребительского рынка, как правило, посягают на несколько таких объектов.

Принимая во внимание разнообразие общественных отношений в рассматриваемой сфере, следует обозначить наличие нескольких непосредственных объектов правонарушений. В качестве одного из них выступают права потребителей, гарантии их осуществления. Даже если взять любое правонарушения в сфере потребительского рынка, то всегда можно сделать вывод о том, что оно прямо или косвенно посягает на права граждан. Нельзя не согласиться с мнением Розина Л.М., который в качестве объекта посягательства некоторых правонарушений выделяет порядок (5), и Гливинский А.З., полагает, что нет противоречий в том, когда под объектом посягательства понимают и общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, и порядок, ибо правопорядок базируется на правовых нормах, регулирующих общественные отношения (6). В частности, объектом посягательства абсолютного большинства правонарушений и сфере потребительского рынка является установленный многочисленными нормативными актами именно порядок торговли (выполнения работ и оказания услуг).

Непосредственным объектом ряда правонарушений в сфере потребительского рынка также является посягательство на интересы государства, прежде всего экономические. Это проявляется в посягательстве правонарушителей на государственный порядок в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 - ст. 14.19 КоАП РФ). Следует отметить, что интересы государства входят в непосредственный объект большинства правонарушений в сфере потребительского рынка. Исключением может быть только обман потребителей (ст. 14.7. КоАП РФ), т. к. единственным непосредственным объектом здесь являются интересы потребителя.

Законодатель в ряде случаев признает непосредственным объектом предмет посягательства, как элемент конкретного общественного отношения, без его рассмотрения анализ объекта административных правонарушений в сфере потребительского рынка был бы не полным. Предметами проступка являются физические предметы внешнего мира, воздействуя на которые правонарушитель посягает на конкретные общественные отношения (7). Особенностью административно наказуемых деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка является наличие специфических предметов проступка, а именно -товар, результаты работы и услуг, информация о товаре (работе, услуге), алкогольная и спиртосодержащая продукция, реклама, товарный знак. Причем не следует забывать, что предмет правонарушения четко прописан законодателем не только в диспозиции статей в сфере потребительского рынка, но и в нормативных актах которые "сопровождают" эту статью. Поэтому А. 3. Гливинский полагает, что стабильные и общепринятые в юридической науке понятия "объект" и "предмет посягательства" способствуют единству законности в правоприменительной деятельности (8). Только в единственном случае (ст. 14.1 КоАП РФ - Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) перечень этих предметов правонарушения не оказывает влияния на квалификацию правонарушения, в остальных случаях он является конструктивным (9).

Особенностью объективной стороны всех правонарушений на потребительском рынке является то, что противоправными действиями (бездействиями) нарушаются правила, условия, требования (стандарты) в процессе продажи (реализации) товаров (выполнения работ и оказания услуг) (10).

Объективная сторона в некоторых составах выражается в нарушении правил, требований, которые предъявляются непосредственно к предмету правонарушения - товару выполненной работе и оказанным услугам, а именно, в неисполнении либо ненадлежащем исполнении правил, требований, предъявляемых к товару и закрепленных в конкретных правилах и стандартах. Все они связаны с качеством и потребительскими свойствами товара (работы, услуги). К таким составам можно отнести:

* нарушение законодательства о рекламе - ст. 14.3. КоАП РФ. В данной статье административная ответственность наступает за ненадлежащую рекламу, а также отказ от контррекламы.

* продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке - ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. В этом составе продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг должны соответствовать требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Рассматривая объективную сторону правонарушения важно выявить причинную связь действия или бездействия и последующего причинения вреда. Во многих статьях КоАП РФ нет прямого указания на негативные последствия административного нарушения. Как подметил В.Д. Резвых, отмеченное обстоятельство вовсе не означает, что сформулированные в таких нормах составы проступков лишены рассматриваемого признака. Эти проступки также вызывают последствия, причиняя ущерб экономическим отношениям, но вредные последствия в них лишь подразумеваются (11). Так, по мнению Царевой Г.Б. в качестве возможных последствий нарушений (несоблюдений) правил, требований (стандартов), предъявляемых к товарам (работам, услугам) и условий процесса реализации товара (предоставления работ, оказания услуг) является создание условий для необеспечения прав и интересов потребителя, жизни и здоровья людей, экономических интересов государства и т.д. (12) Административным правонарушениям в сфере потребительского рынка присущ формальный характер за исключением ст. 14.7 КоАП РФ (Обман потребителей). Здесь форма вины выражается в том, что лицо не сознавало противоправности своего деяния, хотя должно и могло сознавать. Установление формы вины имеет важное значение для правильной квалификации противоправного деяния.

М. Зорина предлагает относить правонарушения по невыдаче кассового чека к ст. 14.7 КоАП

РФ (Обман потребителей), закрепляющей административную ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман в сфере торговли, оказания услуг. При этом она считает, что неважно, использовались ли при этом контрольно-кассовые машины, весовое оборудование или другие технические средства (13).

Данный вывод не бесспорен, ведь обман потребителей предусматривает наличие вины в форме умысла, а невыдача чека или указание в нем неправильной суммы может быть и следствием неосторожности, что меняет квалификацию деяния. Можно сказать, что это два разных состава, как по содержанию, так и по тяжести. Чек является основным документом, который подтверждает факт совершения купли-продажи и поэтому целесообразно дополнить ст. 14.5 КоАП РФ (Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин) ответственностью за невыдачу кассового чека.

Таким образом, можно сделать вывод, что ст. 14.5 КоАП РФ необоснованно объединила два совершенно разных составов, причем первый состав нуждается в конкретизации, так как перекликается с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Нарушение иных прав потребителей). Следует отметить, что ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в три раза превышает ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, что дает возможность по -разному оценивать одни и те же действия, при этом правоприменительная практика складывается, исходя из субъективного мнения представителей государственных органов наделенных административно-юрисдикционными полномочиями (14).

Чрезвычайно важное место на потребительском рынке занимает алкогольная продукция. Ее оборот играет значительную роль в экономических интересах государства, но не стоит забывать и об опасности для жизни и здоровья населения.

Фактическая утрата государственной монополии в этой сфере привела к резкому спаду производства на предприятиях, прежде являвшихся традиционными производителями алкогольной продукции и увеличению ее выпуска на условиях предоставления давальческого сырья, владельцам которого выступают коммерческие структуры (15).

В связи с этим в КоАП РФ введены статьи:

14.16. - Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

14.17. - Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта;

14.18. - Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

14.19. - Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливающие административную ответственность за данные правонарушения.

Применение мер административной ответственности в сфере потребительского рынка с принятием нового КоАП РФ с одной стороны облегчило задачу правоприменителю, а с другой - не освободив его от решения прошлых проблем, поставило новые задачи.

Во-первых, большая часть норм устанавливающих административную ответственность в этой сфере осталось по-прежнему бланкетной.

Во-вторых, составы правонарушений в рассматриваемой сфере законодатель не избавил полностью от дублирования и неоправданно широких трактовок.

В-третьих, законодательство, устанавливающее запреты и требования в сфере потребительского рынка крайне объемно и разноуровневое - от ведомственных актов органов федеральной исполнительной власти до правил, принимаемых органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В-четвертых, в сфере потребительского рынка действуют различные контролирующие органы различной ведомственной принадлежности.

В-пятых пробелы в правовой регламентации вопросов обеспечения сохранности товаров, их хранения обеспечения последующих действий значительно усложняют действия органов по контролю и привлечению к административной ответственности за правонарушения на потребительском рынке, что в конечном итоге служит отрицательным фактором в обеспечении безопасности человека как потребителя товаров и услуг, эффективности применения мер ответственности и осуществления административными наказаниями задачи превенции.

Таким образом, введение института административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка обусловлено объективными факторами и, прежде всего, становлением и развитием рыночных отношений, изменением форм собственности, законодательной неурегулированностью новых экономических отношений и на фоне этого распространением негативных явлений в сфере торговли и услуг. Вместе с тем ее отличают специфические особенности, которые обусловлены в основном: характером правонарушений; применяемыми за их совершение мерами воздействия; новизной субъектов административной ответственности.

Литература

1. Абрамов А.Е. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в сфере производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Законодательство. - 2001.

2. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. - М., 1999.

3. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. -Пермь. 1969.

4. Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. - 1999. - N 2.

5. Гливинский А.З. Административно-правовое обеспечение сохранности грузов на железнодорожном транспорте. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. -М., 1992.

6. Зорина М. Об административной ответственности за нарушения законодательства о контрольно-кассовых машинах // Хозяйства и право. - 2002. -N 7.

7. Комментарий к КоАП РСФСР об административных правонарушениях. / Под ред. М.А. Шапкина - М.: Юрид. Лит., С. 1989. - 186 - 187.

8. Минашкин А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. - 1998. - N 7. - С.47; Телегин А.С. Некоторые проблемы законодательства об административной ответственности // Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности органов внутренних дел: Материалы Всероссийского научно-практической конференции. - Волгоград, 1999. -С. 111.

9. Резвых В.Д. Административная ответственность за хозяйственные правонарушения: Учебное пособие. - Горький (Нижний Новгород) 1976.

10. Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка. дисс. канд.юрид. наук.

11. Царева Г.Б. Административно - правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Дисс. канд наук. М., 2002.

1 См.: Минашкин А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. -1998. - N 7. - С.47; Телегин А.С. Некоторые проблемы законодательства об административной ответственности // Актуальные проблемы административного права Российской Федерации и административной деятельности органов внутренних дел: Материалы Всероссийского научно-практической конференции. - Волгоград, 1999. - С. 111.

2 Бельский К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. -1999. - N 2. С.12.

3 Здесь, указания - рассматриваются как совокупность законных требований должностных лиц государственных органов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности (например, предписания, распоряжения и др.)

4 Бахрах Д.Н. Административная ответственность: Учебное пособие. - М., 1999. - с.35.

5 Комментарий к КоАП РСФСР об административных правонарушениях. / Под ред. М.А. Шапкина - М.: Юрид. Лит., С. 1989. - 186 - 187.

6 Гливинский А.З. Административно-правовое обеспечение сохранности грузов на железнодорожном транспорте. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 1992. - с.16

7 Например, Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности: Учебное пособие. -Пермь. 1969. - с.81

8 Гливинский А.З. Административно-правовое обеспечение сохранности грузов на железнодорожном транспорте. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 1992. - с.16

8 Царева Г.Б. Административно - правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Дисс. канд наук. М., 2002. С.73

10 Царева Г.Б. Административно - правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Дисс. канд наук. М., 2002 С. 74

11 Резвых В.Д. Административная ответственность за хозяйственные правонарушения: Учебное пособие. - Горький (Нижний Новгород) 1976. с.46

12 Царева Г.Б. Административно - правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Дисс. канд наук. М., 2002. С.77

13 Зорина М. Об административной ответственности за нарушения законодательства о контрольно-кассовых машинах // Хозяйства и право. - 2002. - N 7. С. 34.

14 Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка, дисс. канд.юрид. наук. С. 147.

15 Абрамов А.Е. Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в сфере производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции // Законодательство. - 2001. - N 12. С. 25.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум