ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ПАСПОРТНО-ВИЗОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (1)Карась В.И., начальник отдела ГУВД г. Санкт-Петербурга; Кундетов А.И., адъюнкт академии управления МВД России Задачи, стоящие в современных условиях перед паспортно-визовыми подразделениями, требуют для своего успешного разрешения полного использования возможностей внутреннего и внешнего взаимодействия. В специальной литературе под "внутренним взаимодействием" понимается взаимодействие всех служб и подразделений данного органа внутренних дел, а "внешнее взаимодействие" выступает как целенаправленная организация их взаимодействия с другими государственными органами. В розыскной работе паспортно-визовые подразделения ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области используют следующие формы внутреннего взаимодействия: * обмен имеющейся информацией, пополнение баз данных учетов органов внутренних дел, их использование в практической работе; * подготовка и исполнение управленческих решений по направлениям деятельности служб и подразделений; * организация, проведение (участие) в оперативно-профилактических мероприятиях; * инструктажи и обучение сотрудников других служб и подразделений по вопросам компетенции паспортно-визовых подразделений; * выявление лиц, представляющих оперативный интерес для соответствующих служб органов внутренних дел; * направление розыскных заданий в другие подразделения и исполнение запросов других служб органов внутренних дел. Эффективность розыскной работы паспортно-визовых подразделений в значительной мере обусловлена повседневной организацией их взаимодействия с другими государственными органами. Формы и методы внешнего взаимодействия весьма разнообразны и зависят от многих условий. На наш взгляд, практический интерес имеет опыт ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по организации внешнего взаимодействия в рассматриваемой сфере деятельности. С органами пограничного контроля ФСБ России. Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (2) предусмотрена возможность временного ограничения права на выезд из Российской Федерации граждан Российской Федерации, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами. Руководствуясь требованиями вышеназванного закона, а также Федеральными законами "Об исполнительном производстве" (3), "О судебных приставах" (4), "О государственной границе Российской Федерации" (5) ГУВД Санкт-Петербурга подготовлены и направлены в паспортно-визовые подразделения органов внутренних дел методические разъяснения о порядке взаимодействия с органами пограничного контроля, в которых подробно отражены формы и методы такого взаимодействия. С дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. Указом Президента РФ утверждено Положение о консульском учреждении РФ (6). Функции консульского учреждения МИД РФ выполняет также и дипломатическое представительство МИД РФ. Они осуществляют: паспортно-визовое обслуживание граждан в соответствии с законодательством РФ; ведение учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ; принятие мер по розыску пропавших без вести граждан РФ в пределах консульского округа; оформление актов гражданского состояния и другие функции. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об оформлении свидетельства на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию (7) в случаях, когда гражданин РФ утратил вне пределов России заграничный паспорт, паспорт моряка, дипломатический или служебный паспорт. В таких случаях им дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ выдается соответствующее свидетельство, являющееся временным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ и дающее право на въезд в Российскую Федерацию. В случае выдачи свидетельства лицу, находящемуся в розыске, объявленном правоохранительными органами РФ, дипломатическое представительство или консульское учреждение незамедлительно информирует МИД РФ о данном факте, возможной дате и месте пересечения этим лицом границы Российской Федерации. МИД РФ, в свою очередь, информирует инициатора розыска и орган, выдавший заграничный паспорт. Также, вышеназванным постановлением Правительства РФ утверждено Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории иностранного государства (8). Дипломатическое представительство (консульское учреждение) при наступлении страхового случая информирует (по просьбе пострадавшего гражданина РФ) о случившемся его родственников и соответствующую страховую организацию, которая оформила его страхование перед выездом за пределы РФ. Со страховыми компаниями, осуществляющими страхование жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж, и продажу "зеленых карт". По законодательству большинства зарубежных стран наличие страхового полиса является обязательным условием въезда в страну. Многие граждане Российской Федерации при выезде за рубеж заключают договор страхования со страховой компанией на случай наступления определенных различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев) при нахождении на территории иностранного государства. В связи с тем, что стоимость медицинских услуг в большинстве стран велика, особенно актуально личное медицинское страхование. После заключения договоров с туристами и до выдачи путевки туристические фирмы обязаны страховать туристов на случай болезни или несчастного случая во время туристической поездки и выдать страховой полис одновременно с путевкой. В настоящее время в Санкт-Петербурге действует более тысячи различного рода туристических фирм, и практически все предлагают для граждан, которые собираются выехать на отдых за границу, услуги по страхованию туриста. Для въезда во все европейские страны на автомобиле необходимо иметь международный полис автогражданской ответственности ("зеленая карта"), гарантирующий возмещение убытков, которые могут быть нанесены автовладельцем третьим лицам. В настоящее время число стран-участниц Договора о "зеленой карте" составляет около четырех десятков, главным образом, европейских стран. Удостоверение "зеленая карта" является документом, подтверждающим наличие страхования ответственности владельца данного автотранспортного средства и содержащим все необходимые сведения об автотранспорте, его владельце, условиях страхования с указанием страны или группы стран, для которых предусмотрено страховое покрытие. Взаимодействие паспортно-визовых подразделений со страховыми компаниями осуществляется посредством запросов. С организациями, оформляющими выдачу паспорта моряка. Среди разыскиваемых должников по алиментам, нередко бывают моряки, работающие на российских судах заграничного плавания или на судах под иностранным флагом. Если известно, что выдачу или замену паспорта моряка осуществляла соответствующая служба морского или речного флота в гор. Москве, то согласование на выдачу паспорта моряка производилось с ФСБ России и с ГУВД гор. Москвы. В случае оформления паспорта моряка по месту регистрации судна или гражданин, зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, то заявление-анкета на получение паспорта, направляется для согласования в паспортно-визовые подразделения по месту нахождения государственного органа, оформившего паспорт моряка. С иностранной юридической коллегией адвокатов. "Инюрколлегия" обеспечивает представительства имущественных интересов граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по их делам в судах, арбитраже, нотариате, и в других органах в Российской Федерации и за границей, в том числе по наследственным, алиментным и пенсионным делам. Паспортно-визовые подразделения при проведении розыскной работы взаимодействуют с "Инюрколлегией". Если взыскатель согласен оплачивать расходы за проведение розыскных мероприятий по линии "Инюрколлегии", то сотрудники органов внутренних дел разъясняют истцам и взыскателям порядок взаимодействия с этой организацией. С региональным управлением по налогам и сборам РФ. До июля 1999г., в соответствии с Протоколом об организации взаимодействия между ГУВД, Управлением Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) и Государственной налоговой инспекцией (ГНИ) по Санкт-Петербургу, подразделения ГНИ и ФСНП по письменным запросам ГУВД представляли информацию о физических лицах, занимающихся предпринимательской деятельностью и состоящих на налоговом учете, необходимую для использования в розыскной работе. Однако, в связи с изменениями в законодательстве РФ, были внесены изменения в порядок предоставления имеющейся у налоговых органов конфиденциальной информации по запросам сторонних организаций, в том числе и правоохранительных органов. В настоящее время конфиденциальная информация может быть предоставлена правоохранительным и судебным органам, в установленном законом порядке, только в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки в соответствии с УПК РФ. Таким образом, сегодня получение конфиденциальных сведений на разыскиваемых паспортно-визовыми подразделениями лиц через налоговые органы практически исключается. С дирекцией Петербургского метрополитена. С 1995 г. в метрополитене поэтапно внедрены магнитные карты для проезда льготных пассажиров. Магнитные карты заносятся в базу данных вычислительного центра коммерческого отдела службы движения Метрополитена по паспортным данным (Ф.И.О., N и серия паспорта). Метрополитен кодирует магнитные карты со сроком действия 2 года со дня выдачи, а потом заменяет на новые. В случае утраты карты, выдается новая, утраченная заносится в список запрещенных к использованию. В этот список также заносятся номера карт лиц, утративших право на льготу (увольнение), получивших вторые льготные карты по истечении срока действия первой или по вновь выданному паспорту. Имеющиеся банки данных позволяют, в ряде случаев, устанавливать и через сотрудников милиции УВД по охране метрополитена, задерживать лиц, находящихся в розыске. С органами регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере. В соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (9), орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости, информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним по запросам правоохранительных органов по находящимся в производстве делам. Такая форма взаимодействия необходима для дальнейшего установления местонахождения разыскиваемого лица в случае сделок с недвижимостью. Таким образом, паспортно-визовые подразделения осуществляют разнообразную по своему характеру работу по организации внутреннего и внешнего взаимодействия в целях повышения эффективности розыскной работы. *** 1 В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ "Вопросы ФМС" от 19 июня 2004г. N 928 (СЗ РФ, 2004 г., N 30, ст. 3150) завершается формирование территориальных органов ФМС России, в том числе и на базе паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел. Авторы предполагают, что все функции паспортно-визовых аппаратов органов внутренних дел, в том числе и розыскная работа, будут осуществляться ФМС России и ее территориальными органами. Изученный опыт работы паспортно-визовых подразделений ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по мнению авторов, будет иметь практический интерес для территориальных органов ФМС России. 2 См.: СЗ РФ, 1996 г., N 34, ст. 4029 3 См.: СЗ РФ, 1997 г., N 30, ст. 3591 4 См.: СЗ РФ, 1997 г., N 30, ст. 3590 5 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993 г., N 17, ст. 594 6 См.: СЗ РФ, 1998 г., N 45, ст. 5509 7 См.: СЗ РФ, 1998 г., N 41, ст. 5020 8 Там же 9 См.: СЗ РФ, 1997г., N 30, ст. 3594
|