1.22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИИ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В отечественной юридической науке функции рассматриваются как одна из системных характеристик государства, отражающая его жизнесуществование (1). Функции государства, изменяющиеся по своему объему и содержанию, формам и методам осуществления, остаются его важной характеристикой, изучение которых имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Это позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и выявить его разностороннюю деятельность, что, в свою очередь, дает возможность определить уровень его организованности и эффективности.

Термин "функция" в отечественной и зарубежной научной литературе имеет далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, когда его изменению (либо его отдельных свойств) сопутствует изменение другого объекта (либо его отдельных свойств) (2); как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.) (3).

Применительно к государству понятие "функция" приобретает несколько иное значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на определенном этапе развития целями, задачами и его социальным назначением (4); ими охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения (5).

Наличие различных точек зрения и подходов к определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, на наш взгляд, было бы более конструктивным в дальнейшем сосредоточиться на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства, что и предпринимают отдельные авторы (6). Это позволит выделять именно те направления деятельности государства, которые могут быть обозначены как функции государства, отграничить их от функций отдельных государственных органов, не смешивать с целями и задачами, не путать с формами их реализации.

В этой связи, исходя из цели нашего исследования, остановимся на тех основных признаках функций государства, которые разные авторы выделяют в юридической литературе (7).

1. Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства.

Функция охраны прав и свобод граждан носит комплексный характер, который проявляется: в существовании объективных потребностей в их охране, которые вытекают из природы взаимоотношений между индивидами и между гражданином и государством; в наличии соответствующей нормативно-правовой базы, предусматривающей различные формы и способы защиты и охраны прав граждан; в функционировании системы правоохранительных государственных органов, непосредственно занимающихся охраной и защитой прав граждан; в существовании как внутригосударственного, так и международного механизма защиты прав и свобод граждан и т.д.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

Речь идет при этом не только о государствах различных типов, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций, но и об однотипных государствах, при этом отличающихся друг от друга различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики, общества, индивида.

Применительно к современному Российскому государству, функционирующему в переходный период, можно сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли государства в отношении не только правовой регламентации прав и свобод человека и гражданина, но и создания действенного механизма их защиты и охраны, его функциональная активность будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия (в том числе и ограничения) на основные права и свободы граждан.

3. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются их характером.

В этой связи хотелось бы привести весьма неоднозначную позицию М.И. Байтина, утверждающего, что "охрана интересов человека, его прав и свобод - это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только "цивилизованного", но и любых уважающих себя и своих граждан государства и общества" (8). Однако, пишет далее автор, "если все же считать охрану интересов человека, его прав и свобод функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями" (9).

На наш взгляд, учитывая существующие в литературе определения понятий "цель", "задача", "функция" применительно к государству, недопустимо говорить об охране прав и свобод человека и гражданина одновременно как о задаче и цели любого государства. Что же касается связанности данной функции с другими, то это вполне естественно, учитывая комплексный и системный характер деятельности любого государства, в котором осуществление какой-либо функции невозможно без учета реализации всех иных государственных функций. Поэтому и вопрос о первенстве какой бы то ни было функции отпадает, в связи, с тем, что деятельность государства многогранна, сложна и предполагает взаимосвязанность и взаимообусловленность всех направлений этой деятельности.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения, принуждения и др. Осуществление функции охраны прав и свобод граждан предполагает использование всего арсенала средств и методов воздействия.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества. В частности, функция охраны прав граждан проявляется не только внутри государства в экономической, социальной, политической, культурной сферах общественной жизни, но и за пределами государства, где действует межгосударственный механизм охраны и защиты, прав человека и гражданина.

Таким образом, функция охраны прав и свобод граждан, отвечающая всем базовым параметрам функций государства, является относительно самостоятельной функцией современного Российского государства, которая осуществляется как внутри, так и за пределами Российской Федерации, и реализация которой предполагает комплексный характер.

(1) См.: Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Норма, 1999. - С.100-104.

(2) См.: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С.719.

(3) См.: Websters New Universal Unabridged Dictionary. - N. Y., 1993. - P. 741.

(4) См., например: Теория государства и права /Под ред. М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - С.337.

(5) См.: Теория государства и права. - М., 1994. - Вып. 2. - С. 40.

(6) См., например: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С.101; Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права/ Учебник. - СПб: Питер, 2003. - С.95-99.

(7) См., например: Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.:Маркет ДС, 2007. - С.97-101; Общая теория государства И права. Академический курс в 3-х томах. 2-е изд. Т.1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2002. - С. 336-353; Морозова Л А Теория государства и права: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С.101-119; Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. - М., 1991. - Вып. 1 и др.

(8) См.: Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. - С. 340.

(9) Там же. - С.340.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум
  • перемотка бумаги из рулона в рулон;рассылка о работе для парикмахера