Обзор законодательства - Свод законов

Обзор законодательства

Российское законодательство

* Внесены коррективы в главу 25.1 НК РФ

Федеральным законом от 18.05.05 N 50-ФЗ внесены изменения в статью 333.3 главы 25.1. "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов". Уменьшается ставка сбора за краба-стригуна красного, краба-стригуна ангулятуса с 30 000 до 13 000 рублей за одну тонну. Со 140 до 350 рублей повышены ставки сбора за гренландского тюленя в возрасте до одного года (белек, хохлуша, серка).

Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования ("Российская газета" N 107 от 21.05.05).

* ФНС контролирует налоги и лицензирует защищенную полиграфию

В постановление Правительства РФ от 12.08.04 N 410 о порядке взаимодействия органов государственной власти и местных властей с территориальными подразделениями ФНС внесено техническое изменение. Как сказано в постановлении Правительства РФ от 19.05.05 N 311, теперь такие подразделения уполномочены по контролю и надзору в области налогов и сборов, ранее ФНС не были просто уполномочены в области налогов и сборов.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.04 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" приказом Минфина РФ от 25.04.05 N 60н (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.05.05 N 6605) признан утратившим силу приказ Минфина РФ от 30.09.99 N 64н "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет".

Полномочия по принятию решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов переданы в соответствии с указанным Законом Федеральной налоговой службе.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 18.05.05 N 309 в постановление от 11.11.02 N 817, в состав экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговлю указанной продукцией включаются представители Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Лицензирование деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией осуществляется Федеральной налоговой службой.

* Продлен срок аренды лесного участка

Постановлением Правительства РФ от 20.05.05 N 313 внесены изменения в Положение об аренде участков лесного фонда. В частности, продлевается максимальный срок (с 49 до 99 лет), на который лесопользователю по договору аренды может быть предоставлен за плату участок лесного фонда. Участки лесного фонда будут предоставляться в аренду только по результатам лесных конкурсов, ранее они также предоставлялись по решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

* Валютные авансы под контролем

Правительство РФ постановлением от 16.05.05 N 302 устанавливает, что при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней, сумму, равную в эквиваленте 10 процентам определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При этом сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью. Резервирование и возврат суммы резервирования осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Постановление не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

* ЦБ разъяснил свои рекомендации

Центральный банк письмом от 06.05.05 N 12-4-7/1119 разъяснил порядок применения своих писем от 21.01.05 N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты" и от 26.01.05 N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами". Право принимать окончательное решение о необходимости классификации той или иной операции с денежными средствами или иным имуществом в качестве подозрительной операции входит исключительно в компетенцию кредитной организации. При этом уполномоченные представители ЦБР при проверке кредитной организации вправе составить профессиональное мотивированное суждение и оценить степень соответствия ее деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма указанным рекомендациям Банка России.

Относительно термина "значительные объемы", используемого в письме N 17-Т, ЦБ РФ поясняет, что количественные характеристики в каждом конкретном случае должны определяться кредитной организацией самостоятельно с учетом особенностей ее деятельности, особенностей деятельности ее клиентов.

* Банки проверят паспорта владельцев счетов

Министерство внутренних дел, Центробанк и Федеральная миграционная служба совместно разрабатывают порядок предоставления кредитным организациям сведений об утерянных и недействующих паспортах граждан. Такую базу данных ФМС начала формировать еще в начале 2004 года. Вскоре банки смогут проверить подлинность любого паспорта, предъявляемого для открытия счета. Об этом сообщается в письме ФМС от 04.05.05 N МС-2/10-539.

* Виноматериалы акцизами не облагаются

В соответствии со ст. 181 НК РФ вино-материалы не являются подакцизным товаром и, следовательно, не облагаются налогом. Об этом налоговики напоминают в письме от 13.05.05 N ГИ-6-07/391(r). Организация, имеющая лицензию на производство, хранение и поставки алкогольной продукции, закупает виноматериалы, которые являются сырьем для изготовления вина, в рамках такой лицензии (без получения дополнительной лицензии на закупку виноматериалов). Налогообложение вин осуществляется в соответствии с налоговыми ставками и в порядке, определенными ст. 193 НК РФ.

* ФНС определилась с порядком отсрочек и рассрочек

Минюстом России 20 мая за N 6604 зарегистрирован приказ ФНС от 30.03.05 N САЭ-3-19/127, утвердивший порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени. Установлен порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, который может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

Указаны перечни документов, представляемых в обязательном порядке в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени, и региональных и местных налогов и сборов, а также пени. Приведены перечни требуемых документов в зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов.

Определен порядок взимания процентов за предоставленные отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.

В документе приведен порядок оформления договора поручительства, представляемого заинтересованным лицом для получения отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени при наличии угрозы банкротства такого лица в случае единовременной выплаты им налога, либо если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, либо если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг этим лицом носит сезонный характер.

* О представлении информации по банковским счетам

Обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется на специальные банковские счета в иностранной валюте "Р1" и "Р2". Как сообщается в письме ФНС от 27.04.05 N КБ-6-24/351(c), при нарушении налогоплательщиком или банком установленного п. 2 ст. 23 и п. 1 ст. 86 НК РФ порядка представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии указанных банковских счетов налогоплательщик или банк подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной соответственно статьями 118 и 132 НК РФ.

* О порядке составления отчета о движении денежных средств

В письме от 18.03.05 N 07-05-06/80 "Об отражении текущей деятельности организации в отчете о движении денежных средств" Минфин указал, что если сдача имущества в аренду, в том числе по договору лизинга, является деятельностью, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели в соответствии с предметом деятельности организации, то при составлении отчета о движении денежных средств такая деятельность рассматривается в качестве текущей деятельности.

* Не все расходы снижают базу по прибыли

Расходы на приобретение конкурсной документации при участии в конкурсе не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ и поэтому не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. По вопросу отнесения к расходам в целях главы 25 затрат по повторному приобретению гарантии в связи с тем, что первично приобретенная гарантия по своей форме не устроила заказчика, Минфин в письме от 24.03.05 N 07-05-06/85 "О порядке исчисления налога на прибыль организаций" сообщает, что данные расходы не могут быть признаны обоснованными, поэтому уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только расходы по приобретению лишь одной (первой) гарантии.

В письме от 15.04.05 N 03-03-01-04/1/ 193 разъяснено, что расходы по подписке разных наименований журналов и других периодических изданий по налоговой и бухгалтерской тематике уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, так как они используются для ведения бухгалтерского и налогового учета, исчисления и уплаты налогов.

* О налоговых вычетах по НДС

Суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам (товарам, работам, услугам), используемым для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, подлежат вычету при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171, и в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. Письмо от 15.04.05 N 07-05-06/109.

* Минфин разъясняет: применение ЕНВД (вневедомственная охрана)

В письме Минфина от 24.03.05 N 03-06-05-04/71 рассмотрен вопрос, является ли плательщиком ЕНВД комиссионер, осуществляющий розничную торговлю в рамках договора комиссии от своего имени и за счет комитента. Торговля происходит через принадлежащий комитенту на правах договора аренды объект организации торговли, что указано в договоре комиссии.

В письме сказано, что предпринимательская деятельность комиссионера, осуществляющего розничную торговлю в помещении, принадлежащем комитенту на основании договора аренды, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (или с применением упрощенной системы налогообложения). Комитент также не может быть признан плательщиком ЕНВД, поскольку он не осуществляет розничную торговлю.

По вопросу об отнесении средств, перечисленных подразделениям вневедомственной охраны, к расходам в целях исчисления налога на прибыль организаций отмечено, что согласно статье 9 Закона РФ "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 21.10.03 N 5953-03, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами, как их определяет статья 41 НК РФ. Следовательно, указанные доходы не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.

Таким образом, налогоплательщики налога на прибыль организаций при исчислении указанного налога не учитывают расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны.

* Учет дивидендов, выплачиваемых "упрощенцу"

Минфин России в письме от 13.04.05 N 03-03-02-04/1/97 разъяснил, правомерно ли организация выступает в качестве налогового агента при выплате дивидендов учредителю, применяющему упрощенную систему налогообложения.

Организации, применяющие "упрощенку", определяют величину доходов в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса. Если в указанных статьях присутствуют ссылки на другие статьи НК РФ, посвященные налогу на прибыль, то, по мнению Минфина, нормы этих статей могут учитываться и при применении "упрощенки" при условии, что они не противоречат положениям главы НК РФ об упрощенной системе налогообложения.

Порядок, в соответствии с которым налог на прибыль по дивидендам удерживается у источника выплаты, установлен ст. 275 НК РФ, но при упрощенной системе налогообложения она не применяется. Поэтому, считают в Минфине, во избежание двойного налогообложения у источника выплаты дивиденды налогом на прибыль не облагаются, а учредитель, применяющий "упрощенку", включает их в базу по единому налогу в качестве внереализационных доходов.

* Арест счета - не повод для неуплаты пени

Налоговики вправе начислить пени на недоимку, образовавшуюся в период действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации. Такие разъяснения Минфин России в письме от 18.04.05 N 03-02-07/ 1-100 дал на запрос организации, которая не выполнила требование налоговой инспекции об уплате недоимки по налогу. Налоговая инспекция вынесла решение о приостановлении операций по счетам фирмы, и на сумму недоимки, образовавшейся в период ареста счета, были начислены пени. На обращение организации пересчитать пени на основании п. 3 ст. 75 НК РФ (на сумму недоимки, не погашенную из-за приостановления операций по его банковским счетам, пени не начисляются) Минфин указал, что при приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика банк ограничивает только расходные операции по данному счету с сохранением у организации права проведения платежей по очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Организация может оплачивать через заблокированный счет платежи до четвертой очереди, к которым, в частности, относятся выплата зарплаты, а также исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Поскольку налогоплательщик не предпринял никаких мер по уплате налогов и недоимки, пени начислены правомерно.

* Бухучет: информация об обязательствах организации

В связи с тем, что Федеральный закон "О бухгалтерском учете" не содержит определения понятия "обязательство", при решении вопроса о порядке отражения в бухгалтерской отчетности информации об обязательствах организации, Минфин рекомендует исходить из Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Согласно Концепции о существующем порядке формирования резерва оплаты медицинских услуг и запасного резерва в письме от 30.03.05 N 07-05-06/94 сообщается, что основания включения в бухгалтерский баланс задолженности страховой медицинской организации перед лечебно-профилактическими учреждениями по предъявленным к оплате счетам за медицинскую помощь, оказанную застрахованным страховой медицинской организацией гражданам, отсутствует.

* Учетные формы при несчастном случае на производстве

В целях реализации положений статьи 229 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 31.08.02 N 653 утверждены учетные формы N 315/у "Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести" и N 316/у "Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве", а также рекомендации по их заполнению.

Учетная форма N 315/у выдается по запросу организации, индивидуального предпринимателя медицинской организацией, куда впервые обратился за медицинской помощью пострадавший, незамедлительно после поступления запроса. Она заполняется в соответствии со Схемой определения тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.02.05 N 160.

Учетная форма N 316/у заполняется и выдается медицинской организацией пострадавшему по окончании лечения.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.05 N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве" зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2005 г. за N 6609.

***

Московское законодательство

* Признание объектом обложения налогом на имущество "незавершенки"

Московское управление ФНС письмом от 27.04.05 N 18-11/1им/30479 разъяснило, что фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, являющиеся имуществом, учитываемым на балансе организации в качестве основных средств (в том числе объекты, по которым документы еще не переданы на государственную регистрацию), признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций. При определении среднегодовой стоимости имущества по данным объектам учитывается сумма амортизации, начисленная по правилам бухгалтерского учета.

При этом налоговики напомнили, что объекты недвижимости, по которым капитальные вложения не закончены и не осуществлен их ввод в эксплуатацию, не подлежат обложению налогом на имущество организаций.

* Об имуществе иностранных организаций

В письме Управления ФНС по г. Москве от 05.04.05 N 18-11/1им/22541 "Об уплате налога на имущество организациями, оказывающими услуги по сдаче в аренду имущества" указано, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности. Если имущество данных организаций используется для оказания услуг по предоставлению в аренду и при этом соответствует условиям отнесения имущества к основным средствам, установленным Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждены приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н), то оно подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум