К ВОПРОСУ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ - Свод законов

К ВОПРОСУ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ

ЭКЦ ГУВД Волгоградской области

Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного процесса. Данное понятие имеет несколько значений, однако, в данном случае, будет рассматриваться нами как "уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих правоотношения при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении" (1). Стадии возбуждения уголовного дела посвящен отдельный VII раздел в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, состоящий из двух глав: Главы 19 "Поводы и основания для возбуждения уголовного дела" и Главы 20 "Порядок возбуждения уголовного дела". Вопросы возбуждения уголовного дела рассматривались в работах: Строговича М.С., Лупинской П.А., Божьева В.П., Зайцевой Е.А, Колосовича С.А., Бажанова М.И. и многих других.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса состоит в том, что орган следствия или дознания, прокурор или суд, в связи с тем, что данному органу стало известно о совершенном или подготавливающемся преступлении, устанавливает наличие необходимых условий для производства по уголовному делу и принимает решение начать его производство (2).

Своевременное возбуждение уголовного дела представляется чрезвычайно важным, т.к. способствует его быстрому расследованию. И наоборот, необоснованное затягивание данного вопроса может привести к безвозвратной утрате вещественных доказательств, исчезновению преступников, что может затянуть расследование, сделать его крайне затруднительным или вовсе невозможным. Как пишет М.Н. Шавшин: соблюдение сроков принятия решений по заявлениям и сообщениям оказывает прямое и самое серьезное влияние на качество работы органов предварительного расследования, на раскрываемость преступлений, на эффективность борьбы с преступностью в целом (3).

Возбуждение уголовного дела, как самостоятельная стадия уголовного процесса, имеет свои временные границы, цели, содержание и задачи; определенный, строго ограниченный законом круг субъектов правоотношений и следственных действий.

Данная стадия начинается с момента получения и регистрации соответствующими органами сообщения или заявления о преступлении и заканчивается принятием решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Задачами стадии является принятие и рассмотрение сообщений и заявлений для решения вопроса о производстве по уголовному делу. Эту задачу можно назвать двуединой. С одной стороны - реагировать на каждый факт совершения преступления. Немедленная регистрация любого заявления (сообщения), содержащего признаки объективной стороны состава преступления. С другой - ограждать последующие этапы уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:

а) которых на было;

б) безусловно не являющихся преступными, т.е. в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны преступления (4).

Содержанием стадии является деятельность по рассмотрению заявлений и сообщений, и установлению повода и достаточных оснований для возбуждения дела.

Круг участников данной стадии ограничен - заявитель, следователь, дознаватель и прокурор. В процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, развиваются и завершаются правоотношения только между указанными субъектами этой деятельности, процессуальные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы и, следовательно, не допустимы. (5)

Специфика процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела выражается в ограниченности задач, пределов и средств доказывания. Устанавливается лишь в общих чертах наличие или отсутствие некоторых признаков состава конкретного преступления как предпосылки перспективности дальнейшей процессуальной деятельности. Это достигается путем производства, так называемых, проверочных действий, а также очень ограниченного круга следственных действий (6), прямо указанных в УПК РФ - осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы (хотелось бы отметить что правомерность назначения и производства судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела на сегодняшний момент является спорной и будет рассмотрена нами в третьем параграфе данной главы).

Возбуждение уголовного дела (как процессуальное решение) является основанием для производства необходимых следственных действий и применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. (7) Строгое соблюдение закона на стадии возбуждения уголовного дела является одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Обязательным условием для возбуждения уголовного дела, обеспечения законности и обоснованности дальнейшего расследования и производства следственных действий является наличие повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, а также обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела по ст. 24. УПК.

Подовом к возбуждению уголовного дела служат предусмотренные законом источники информации о совершенном или готовящемся преступлении, которые обязывают компетентные органы провести проверку первичных сведений о преступлении и решить вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Исчерпывающий перечень поводов содержится в ч.1 ст. 140 УПК:

1) заявление о преступлении. Под заявлением понимается сообщение физического или юридического лица в правоохранительный орган о готовящемся или совершенном преступлении, оформленное письменно собственноручно заявителем или с его слов в соответствии с УПК;

2) явка с повинной. Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им уголовно-наказуемом деянии. Важнейшим признаком является добровольность явки лица, совершившего преступление, о котором правоохранительных органам известно не было;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В данном случае охватывается: неограниченный круг источников, помимо заявления и явки с повинной. Такая информация оформляется должностным лицом в виде рапорта. Под сообщением понимают сведения о преступлении, выявленные в процессе оперативно-розыскной или иной служебной деятельности.

Если говорить о том, что в стадии возбуждения уголовного дела решается вопрос об обоснованности проведения дальнейших следственных действий, принятии мер уголовно-процессуального принуждения, которые ограничивают права и свободы граждан, только источника информации о совершенном или готовящемся преступлении, для принятия решения о возбуждении уголовного дела совершенно недостаточно. Поэтому, необходимо наличие основания. Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Такие данные могут содержаться как в самом заявлении или сообщении о преступлении, так и в материалах предварительных проверок. Абсолютно не обязательно наличие всех признаков состава преступления, они будут устанавливаться в дальнейшем и в других стадиях; также не обязательна и точная квалификация преступления. Достаточными считаются данные, содержащие в себе признаки преступления, согласно УК РФ, обычно они относятся к объекту и объективной стороне состава преступления. Круг таких данных должен свидетельствовать о том, что компетентный государственный орган (должностное лицо) располагает такими данными, которые позволяют обосновать решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. В каждом конкретном случае вопрос о достаточности данных решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению с учетом всей совокупности собранных материалов (8).

Мы рассмотрели общие положения возбуждения уголовных дел, теперь обратим внимание на некоторые особенности возбуждения уголовных дел по ст.ст. 146, 147, 180 УК РФ связанным с контрафактной продукцией.

При наличии повода и достаточных оснований дознаватель или следователь, с согласия прокурора, или сам прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовные дела, предусмотренные ч. 1 ст. 146 (присвоение авторства) и ч. 1 ст. 147 (неквалифицированные виды нарушений патентных и изобретательских прав) в соответствии с п. 3. ст. 20 УПК являются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению, в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым, не подлежат. Если государственный орган выявил признаки соответствующего преступления, он может проинформировать лицо о фактах нарушения его прав, а последнее само определит нуждается ли оно в защите своих законных прав. Поводом по данным делам будет являться заявление с указанием на то, что потерпевшему (либо его законному представителю) причинен крупный ущерб. Если же заявление было получено от других лиц (например, добросовестных конкурентов), оно не служит поводом для возбуждения уголовного дела, а может являться лишь основанием для проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий.

Следует отметить, что на практике меры уголовной ответственности за нарушения изобретательских и патентных прав применяются недостаточно часто. По мнению ряда специалистов, это не дискредитирует данные нормы, поскольку они выполняют превентивные функции. Такой вывод представляется спорным. Поэтому более убедительными являются предложения тех ученых, которые предлагают либо вообще исключить из уголовного законодательства эти составы, либо реально применять на практике меры уголовно-правовой ответственности к конкретным нарушителям (9).

Уголовные дела о контрафактной продукции по другим статьям УПК являются делами публичного обвинения.

Подробнее хотелось бы остановиться на одном из поводов для возбуждения уголовного дела, а именно сообщении о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников. По делам данной категории это в основном оформленная в виде рапорта информация, полученная оперативно-розыскным путем.

В соответствии со ст. 2. Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативные подразделения обязаны выявлять, предупреждать и раскрывать преступления, а также устанавливать лиц, их подготавливающих. В связи с этим при проведении проверок могут быть использованы следующие оперативно-розыскные мероприятия:

* опрос;

* наведение справок;

* сбор образцов для сравнительного исследования;

* проверочная закупка;

* исследование предметов и документов;

* наблюдение (например, для установления систематичности продаж);

* обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

* оперативное внедрение;

* контролируемая поставка (например, для установления источника поступления).

Анализ складывающейся практики взаимодействия со следствием прокуратуры в ряде оперативных подразделений, опросы их руководителей и сотрудников свидетельствуют, что основные проблемы возникают на стадии представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и принятия по ним решения о возбуждении уголовного дела (10).

Как правило, по делам данной категории оперативно-розыскные мероприятия сводятся к проведению гласной контрольной закупки, изъятию обнаруженной продукции, имеющихся в наличии документов и опросу свидетелей (владелец магазина, администрация рынка и т.п.), не используя при этом всех оперативных возможностей. Проведение ограниченного числа только гласных мероприятий в последующем существенно затрудняет процесс расследования, либо может привести к отсутствию состава преступления (по делам данной категории необходимо доказать причинение совершенным деянием особо крупного размера, или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или совершенного неоднократно).

Другой проблемой является упрощенное проведение оперативно-розыскных мероприятий (например, не подтверждена систематичность продаж контрафактной продукции, не установлены источники ее поступления; изъятая продукция не упакована, либо упакована ненадлежащим образом) и неполное их отражение в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, отчетах и т.д.), а также не использование видео- и аудиозаписи, фотосъемки.

В соответствии со ст. 11 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам. На основании п.п. 4.1.1. и 4.1.2. Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, утвержденной Приказом МВД России от 20.06.96 г. N 334 оперативный сотрудник, полагая, что в собранных оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков состава преступления докладывает об этом непосредственному начальнику и после, на основании его постановления, передает их следователю. Порядок предоставления материалов и их количество определен Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР от 13.05.98 г. N 175/226/336/201/286/410/56. В соответствии с данной инструкцией результаты оперативно-розыскной деятельности должны содержать: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно); очевидцах преступления (если они имеются); о местонахождении следов преступления; документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

По делам о контрафактной продукции наиболее типичными можно считать следующие ситуации:

* когда заявление в правоохранительные органы подано потерпевшим (правообладателем, либо его представителем);

* сведения о преступлении получены оперативным путем.

В зависимости от указанных ситуаций используется различный алгоритм действий в рамках проведения доследственной проверки.

В первом случае последовательность действий может быть следующая (см. ниже).

Обычно, в заявлениях потерпевших по делам о контрафактной продукции имеется достаточно оснований для возбуждения уголовного дела. Однако, в любом случае, если информация в заявлении указывает на признаки преступления это, согласно п. 2 ст. 7. Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также предварительной проверки. Главными целями указанных мероприятий является подтверждение и документирование отраженной в заявлении информации. Результаты "доследственной проверки" предопределяют дальнейшую судьбу дела, так называемую его "судебную перспективу": если имеется достаточно сведений, изобличающих заподозренное лицо в совершении преступления, то материал можно передавать для возбуждения производства (11). Если после предварительной проверки таких оснований недостаточно - проводятся оперативно-розыскные мероприятия, как правило, ограничивающиеся гласной проверочной закупкой.

На подготовительном к проверочной закупке этапе необходимо тщательно проинструктировать лиц, которые непосредственно будут проводить ее (например, чтобы покупатели не отходили от прилавка с товаром до объявления контрольной закупки, все купленное держали в руках на виду у продавца). Следует заранее продумать возможные конфликтные ситуации между продавцом и покупателем... Целесообразно, чтобы в зале, где производится контрольная закупка, находился еще один человек, который бы наблюдал за происходящим со стороны (12). Рационально также провести предварительное наблюдение, чтобы определить насколько систематически ведется торговля, какое время наиболее подходит для проведения контрольной закупки, выявить возможные места хранения и источники поступления контрафактной продукции. При установлении источника поступления также проводится наблюдение, в ходе которого производится сбор информации о других покупателях, товарообороте. После этого определяется количество участников данного мероприятия и задачи каждого из них. Участники обеспечиваются необходимым пакетом документов (бланки актов контрольной закупки, протоколы осмотра и изъятия, объяснения, бумажные полоски (ленты) для опечатывания изымаемой продукции с оттисками печати подразделения, прозрачная липкая лента, копировальная бумага, и т.д.). При проведении широкомасштабных мероприятий целесообразно заранее разработать для каждой группы план-схему места расположения проверяемых торговых точек и подходов к ним (13).

При проведении контрольной закупки, на основании п. 25 ст. 11 закона Российской Федерации "О милиции" и ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" следует учитывать следующие рекомендации:

* приобрести в присутствии не менее 2 понятых экземпляры продукции;

* составить акт контрольной закупки с обязательным указанием всех данных продавца и покупателей, количество и наименование купленной продукции, за какую цену был куплен товар.

* провести осмотр помещения, указать где и какая продукция находилась, отразить в документах, что данная продукция предназначена для продажи;

* изъять имеющуюся продукцию, при этом описать все изъятое, упаковать и опечатать;

* получить у продавца объяснения по поводу продажи данной продукции.

Для участия в контрольной закупке при необходимости может быть приглашен специалист.

Продукция, полученная в результате закупки, направляется для проведения исследования. В целях оперативного решения вопроса о возбуждении уголовного дела рационально применить предварительное исследование объектов, как форму использования специальных знаний. Предварительное исследование может быть применено в форме устных пояснений специалиста, в ходе проведения доследственной проверки, его замечаний и заявлений, зафиксированных в протоколе; либо в виде справки эксперта. Целесообразно в данном случае ограничиваться выявлением не всех признаков отличия исследуемой продукции от оригинала, а лишь тех, которые обнаруживаются наиболее доступными методами. Чаще всего в данном случае используются специальные знания в области технико-криминалистической экспертизы документов. Целью исследований является выявление наличия или отсутствия признаков отличия полиграфической упаковки изъятой продукции (голограмм, наклеек, акцизных марок и т.д.) от имеющегося в распоряжении эксперта оригинального образца. По результатам исследования составляется справка, выводы которой служат элементом основания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Если сведения о совершенном или готовящемся преступлении получены оперативным путем, необходимо, как и в первом случае, провести предварительную проверку. Не стоит забывать, что все действия сотрудников оперативного подразделения должны проводиться так, чтобы не помешать дальнейшему расследованию преступления (не насторожить нарушителя закона). В данном случае хорошие результаты может принести проведение негласной проверочной закупки. Этап подготовки к закупке был описан нами выше. Результаты негласной проверочной закупки оформляются в виде справки сотрудника оперативного аппарата. Данная продукция направляется на исследование. Выводы, полученные в результате проведенного исследования, в которых указывается на признаки отличия исследуемой продукции от оригинальных образцов продукции, являются элементом основания для возбуждения уголовного дела.

Может возникнуть ситуация, когда в ходе проверки маленькой торговой точки, в которой распространяется контрафактная продукция, устанавливается источник ее изготовления (подпольный цех по производству контрафактной продукции). В этом случае при проведении оперативно-розыскных мероприятий необходимо:

* получить данные о поступлении материалов для изготовления продукции; реализации готовой продукции;

* установить местонахождение оптовых складов хранения;

* провести негласные закупки продукции и провести исследование для установления соответствия или несоответствия ее оригиналу;

* собрать подробную информацию о лицах, организующих и осуществляющих изготовление и сбыт контрафактной продукции;

* при необходимости провести внедрение оперативного сотрудника на производство по изготовлению контрафактной продукции.

При проведении в рамках оперативно-служебной деятельности оперативно-технических мероприятий целесообразно использовать видео- и аудиозапись, фотосъемку.

Таким образом, возбуждение уголовного дела по ст.ст. 146, 147, 180 УК РФ, связанного с контрафактной продукцией, имеет ярко выраженные особенности, которые характеризуются высокой латентностью, получением первичной информации, активным использованием оперативно-розыскной деятельности и исследованием объектов. Если в качестве поводов для возбуждения уголовного дела по делам данной категории могут служить заявления потерпевших (правообладателя, либо его представителя), либо сведения, полученные оперативным путем, а по ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 - только заявления потерпевших; то важнейшим элементом основания являются результаты криминалистического исследования объектов. Проведение таких исследований выполняется в рамках оперативно-розыскных действий при проведении гласной и негласной контрольной закупки, ревизии, контролируемой поставки с использованием средств и методов судебной экспертизы.

Литература

1. Власова Н.А. Методика расследования некоторых преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания. Учебное пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД России. 1995.

2. Дознание в органах внутренних дел / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1986.

3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под общ. ред. О.Г. Ковалева Т.Т. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005.

4. Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2001.

5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

6. Спирин Г.М., Злотя В.П. Современное аудиовизуальное пиратство и организация борьбы с ним. - М.: Издательский центр МГАПИ. 2000.

7. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.2. - М.: Издательство "Наука", 1969.

8. Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. - М.: Новый юрист, 1997.

9. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2005.

10. Уголовный процесс: Учебник/ Под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. - ВА МВД России, 2002.

***

1 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2005. С. 350.

2 Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.2. - М.: Издательство "Наука", 1969. С. 9

3 Дознание в органах внутренних дел / Под ред. А.А. Чувилева. М., 1986. С. 31.

4 Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2001. С. 2.

5 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник/ Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2005. С. 351

6 Уголовный процесс: Учебник/ Под ред. С.А. Колосовича, Е.А. Зайцевой. - ВА МВД России, 2002. с.230

7 Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. - М.: Новый юрист, 1997. С. 6

8 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под общ. ред. О.Г. Ковалева Т.Т. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005. С. 523

9 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. С. 554

10 Спирин Г.М., Злотя В.П. Современное аудиовизуальное пиратство и организация борьбы с ним. - М.: Издательский центр МГАПИ. 2000. С. 15

11 Шекшуева О.Н. К проблеме возбуждения уголовного дела // Современные проблемы раскрытия и расследования преступлений: сборник научных статей / Редкол.: Смагоринский Б.П. (отв.ред.) и др. - Барнаул: БФ РИПЭ МВД России, 1996. С. 40

12 Н.А. Власова. Методика расследования некоторых преступлений, отнесенных к подследственности органов дознания. Учебное пособие. М.: УМЦ при ТУК МВД России. 1995. с.6

13 Спирин Г.М., Злотя В.П. Административные меры в борьбе с аудиовизуальным пиратством. - М.: Издательский центр МГАПИ, 2000. С. 19




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум