ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫМИ ПРОИСШЕСТВИЯМИВолгоградская академия МВД России Понятие дорожно-транспортного происшествия можно рассматривать с различных точек зрения - с юридической (правовой), технической или криминалистической. В каждой области оно имеет свои особенности, связанные с рассматриваемыми аспектами деятельности. Нас, в первую очередь будет интересовать юридическая и криминалистическая сторона этого вопроса, так как расследование ДТП происходит в правовом поле - квалификация ДТП, то есть отнесение деяния к области уголовного или административного права; производство следственных действий - выполнение криминалистических рекомендаций в соответствии с методикой расследования отдельных видов преступлений; получение доказательств с соблюдением норм процессуального права; обнаружение, фиксация и изъятие следов события преступления, осуществляемое специалистом; производство судебных экспертиз и т.д. В самом общем виде под дорожно-транспортным происшествием понимаются случаи, возникшие в процессе движения автомобилей, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, подлежащих регистрации в Государственной автомобильной инспекции, трамваев, троллейбусов, колесных тракторов и самоходных машин на автомобильных шасси по улицам городов, населенных пунктов, на всех дорогах и повлекшие за собой гибель или телесные повреждения людей, порчу транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. (1) Статья 2 Федерального Закона о безопасности дорожного движения, принятого Государственной думой 15 ноября 1995 года, трактует дорожно-транспортное происшествие как "событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб". (2) С криминалистической точки зрения термин "дорожно-транспортное происшествие" означает "событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств и грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного материального ущерба". (3) Как видно, все определения схожи в одном - любое дорожно-транспортное происшествие возникает в результате нарушения нормального режима движения автотранспорта. Соответственно, для установления причины ДТП в ходе расследования или дознания необходимо установить его механизм и выяснить причинно-следственные связи, приведшие к расследуемому событию. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам не только по дорогам, но и в иных местах: во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т.п. К месту ДТП, относится участок дороги и примыкающей к нему местности, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие, где находились относящиеся к нему объекты, препятствия, оказавшие влияние на движение транспортного средства, а также следы действия механизмов, участвовавших в происшествии. (4) Происшествие возникает, развивается и заканчивается общественно опасными последствиями под воздействием целого ряда причин, которые имеют как объективный, так и субъективный характер. Их сочетание приводит к тому, что нередко бывает достаточно сложно обнаружить и проследить главную причину события, установить прямую связь между действиями водителя транспортного средства и наступившим последствием (5). В автотранспортных происшествиях нередко, кроме вины водителя, имеет место и вина потерпевшего (переход улицы в неположенном месте, неожиданное появление перед транспортным средством и т.п.). При этом, возможно его привлечение к ответственности по ст. 268 УК РФ. (6) Однако, даже в этих случаях необходимо учитывать, что такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в действиях или бездействии последнего есть все признаки состава преступления, а именно - были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь между нарушением и наступившими последствиями; правила нарушены умышленно или по неосторожности, была возможность предвидеть наступление указанных последствий и их предотвратить. Дорожно-транспортное происшествие, как правило, - результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, приводящими к автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников. Основным отличительным признаком ДТП является динамика его процесса - происшествие связано с движущимся транспортным средством и возникает в результате нарушения его нормального движения. Само дорожно-транспортное происшествие является быстропротекающим динамическим действием, воспроизвести которое с целью проверки механизма или его отдельных элементов практически невозможно, в отличие от других категорий уголовных дел. Для успешного разрешения уголовного или административного дела, возбужденного по факту ДТП, следователю (дознавателю) в первую очередь необходимо установить его причину, определить возможность его предотвращения участниками, выяснить временные и пространственные связи между отдельными элементарными актами развивающегося события и т.д. Эти задачи могут быть решены уже на стадии осмотра места происшествия, если событие относится к разряду очевидных, или на основе анализа имеющегося фактического материала, собранного при проведении осмотра, допросов, выводах, содержащихся в заключениях экспертиз и др. источников. Дорожно-транспортное происшествие характеризуется совокупностью общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения, а также особенностях личностного характера участников. В отличие от большинства составов преступлений, при расследовании ДТП, главенствующим устанавливаемым элементом является механизм его совершения, а не способ, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия. Информативная база, ее объем и полнота формируется двумя основными путями - на основе показаний свидетелей, очевидцев, участников ДТП и в ходе проведения экспертных исследований. Причем, исходной информацией для сопоставления и анализа полученных данных является место происшествия - следы, которые образовались в результате ДТП. В большинстве случаев эти же данные используются и при решении экспертных вопросов. Поскольку дорожно-транспортное происшествие совершается, как правило, не умышленно, то обычно водители склонны к даче правдивых показаний, однако при этом стремятся приуменьшить свою вину, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства, например, грубую неосторожность потерпевшего, неблагоприятные условия дорожного покрытия, плохую видимость, внезапную неисправность какого-либо механизма автомашины, свое неожиданное недомогание и другие. Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, поэтому его показания могут быть не объективными. Кроме того, состояние страха, физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося и потому быть ошибочными, нечеткими. Необходима критическая оценка его показаний. Во многих случаях и показания очевидцев происшествия не могут быть отнесены к объективным и достоверным. С одной стороны, быстротечность процесса может оставить незафиксированными в памяти отдельные обстоятельства события и привести к их искажению. С другой - очевидцы нередко также как и участники являются заинтересованными лицами, хотя и опосредованно. Таким образом, для расследования дорожно-транспортных происшествий особое значение имеют объективные данные, получение которых не связано с субъектами происшествия. Источником этих данных является следовая картина места ДТП - взаиморасположение следов (материально-фиксированных источников информации), количество и состояние; установление зоны, подлежащей фиксации, определение факторов, сопутствующих происшествию, характеристика состояния дорожного покрытия и качества протекторов шин на момент осмотра и самого происшествия и другие вопросы. Следовая картина является наиболее объективной исходной базой для расследования, так как она формируется вне зависимости от ее субъективного восприятия участниками или их желания ввести следствие в заблуждение. При расследовании дорожно-транспортного происшествия следователь в первую очередь сталкивается с реальной обстановкой, которая сформировалась в результате произошедшего события, то есть местом происшествия. Именно в его обстановке чаще всего необходимо искать информацию, по которой можно судить о характере происшествия, механизме его развития, а через нее и о характере и последовательности действий его участников при развитии события. Обстановка совершения дорожно-транспортного происшествия включает в себя не только обстановку места происшествия, но и сумму дополнительных факторов, относящихся к водителю, транспортному средству и дорожной среде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития указанного происшествия. Такими факторами являются время, место, дорожные, погодно-климатические условия, состояние водителя, состояние транспортного средства и некоторые другие. Применительно к фиксации места дорожно-транспортного происшествия объектами фиксации являются: участок местности в пределах определенных границ, его рельеф и зоны видимости по различным направлениям движения автотранспорта; характер и расположение прилегающих к участку дороги преград, дорожных знаков, осветительных конструкций и т.д.; пространственное расположение предметов относительно друг друга; следов ДТП; факт отсутствия необходимых в данной обстановке предметов и следов; факт наличия предметов, являющихся чужеродными для данной обстановки. Анализ практики доследственной проверки по делам о ДТП и их расследования, проведенный нами в ходе подготовки работы, показал, что немалую долю в число некачественных расследований вносит отсутствие достоверных и объективных данных в материалах дел. Доказательственная база большинства приостановленных дел и дел, возвращенных из суда на дополнительное расследование, строилась только на показаниях свидетелей, очевидцев и участников ДТП, как правило, взаимоисключающих друг друга. Такие дела, где есть противоречия, относят к неочевидным, и их успешное расследование возможно только на основе получения следствием независимых данных, в частности, основанных на результатах экспертных исследований по установлению механизма события во всех его взаимосвязях. По причине неполной, а иногда и некомпетентной доследственной проверки по административным делам только за один 2005 год в суды Ростовской области было подано 232 судебных иска. В ходе их судебного разбирательства дополнительно было назначено 184 автотехнических экспертизы. Наш анализ 86 уголовных дел, показал, что только в одном Центральном районе г. Ростов-на-Дону за 2005 год остались неразрешенными 31 % уголовных дел возбужденных по ст. 264 УК РФ. Такая же картина наблюдается и в других районах города и области - в среднем от 15 до 25 % уголовных дел не были своевременно рассмотрены в судах. При решении как юридических, так и экономических вопросов по факту ДТП прежде всего необходимо установить круг обстоятельств, которые воспроизводят полную картину произошедшего события. По мнению А.Г. Филипова и А.Ф. Волынского прежде всего к ним относятся: 1) характер происшествия (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); 2) время, место и другие обстоятельства ДТП; 3) виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; 4) причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; 5) механизм ДТП; 6) наличие отягчающих либо смягчающих вину участников события обстоятельств; 7) характер и размер ущерба (в том числе и степень тяжести вреда здоровью); 8) обстоятельства способствующие совершению преступления. (7) Особенность процесса познания на начальном этапе расследования состоит в том, что следователь воспринимает не само событие преступления, а лишь отдельные его следы, изучая которые, он устанавливает их причинную связь с расследуемым событием, значение для расследования, мысленно восстанавливает механизм совершившегося преступления. При этом, мыслительная деятельность протекает в таких сложных условиях, что далеко не всегда четко устанавливаются причинные связи между данными следами, изменениями в материальной обстановке и расследуемым событием. (8) Расследование каждого вида преступлений имеет свои отличительные особенности, определяющие необходимость проведения тех или иных следственных действий, перечень которых включен в неотложные. Специфику расследования ДТП определяет тот факт, что, как уже было отмечено, первостепенное значение имеют объективные данные, полученные, в основном, на основе проведения экспертных исследований. Наиболее распространенными видами экспертиз являются автотехническая и ситуалогическая. Несмотря на то, что проведение автотехнической экспертизы связано с исследованием транспортного средства (его деталей, агрегатов, узлов и т.д.), в распоряжение эксперта, помимо материальных объектов в их первоначальном виде, необходимо представить и по возможности наиболее полные сведения о материальной обстановки места ДТП в целом - фактические данные, полученные в ходе проведения необходимых для этого следственных действий. К таким данным могут относиться сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, допросов, следственных экспериментов, различных схемах, фототаблицах и других источниках информации, полученных ранее. (9) Именно поэтому при составлении этих документов должно уделяться особое внимание полноте и точности фиксации действительной обстановки (10). Анализ практики производства автотехнических экспертиз в экспертно-криминалистических центрах Ростовской и Волгоградской областей показал, что ее эффективность, с точки зрения получения всесторонне обоснованных выводов, остается весьма низкой. Во многих случаях причина лежит в предоставление эксперту недостаточного объема фактических данных об обстоятельствах происшествия, полученных при осмотре места происшествия. Ситуалогическое исследование имеет своей целью исследование ситуации по следам и объектам и установление механизма происшествия или его элементов. (11) От традиционных экспертиз она отличается тем, что объектом ее является событие происшествия, отобразившееся не столько в отдельных следах, сколько в вещной обстановке места происшествия в целом. В основе понятия ситуалогической экспертизы лежит определение ситуации, которое означает сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. В криминалистическом же толковании термина "ситуация" - это не просто обстановка, а обстановка, меняющаяся, существующая в какой-то определенный момент времени и представляющая собой множество вещей, связанных с событием происшествия. Понятие и содержание обстановки места происшествия исследованы во многих работах Р.С. Белкина, (12) А.И. Винберга (13), Ю.И. Ильченко (14), А.П. Онучин (15) и др. На наш взгляд, для рассматриваемой категории преступлений (ДТП) наиболее полным представляется определение, сформулированное А.П. Онучиным: обстановка места происшествия - это относительно устойчивая и сохранившаяся к моменту следственного осмотра часть материальной среды в границах дорожно-транспортного происшествия, представляющая собой совокупное множество объектов и явлений с различной степенью их внешней и внутренней упорядоченности (согласованности и разобщенности), находящихся в определенных связях отношениях как между собой, так и с расследуемым событием. (16) Осмотр места происшествия - неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и изучение обстановки места происшествия, следов преступления, преступников и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и иных обстоятельствах расследуемого события. (17) Таким образом, при расследовании ДТП осмотр места происшествия формирует объем фактических данных - структуру вещной обстановки, необходимых для решения широкого круга задач. В УПК РФ (18), сформулированы общие цели осмотра, которые можно свести к решению двух задач: обнаружение, т.е. непосредственное восприятие материально фиксированных следов преступления; с участием свидетелей, очевидцев, специалистов, других осведомленных лиц выяснение обстановки происшествия и иных обстоятельств, которые не явны (не очевидны). Общие задачи осмотра, можно представить и в следующем виде: * исследование и фиксация обстановки места происшествия; * выявление, фиксация и изъятие следов и вещественных доказательств; * выявление обстановки и данных, которые могут быть использованы для розыска скрывшихся преступников; * установление причин и условий, способствовавших совершению преступления. (19) Место ДТП отличается от других мест происшествий рядом особенностей, которые определяют своеобразие тактики его осмотра. Первая особенность осмотра места ДТП состоит в том, что его необходимо проводить незамедлительно вслед за получением сообщения о происшествии. Как известно, дорожно-транспортные происшествия обычно происходят на проезжей части дороги, по которой непрерывно движется поток автотранспорта, что может привести к повреждению или уничтожению следов, изменению обстановки. Второй особенностью является механизм следообразования - само происшествие и его результаты возникают вследствие четырех основных элементов: дорожной обстановки, транспортных средств, пешеходов и водителей. Каждый из них до момента наступления аварийной ситуации действует автономно, но в условиях ее наступления их действия переплетаются и взаимообуславливаются. Изучение механизма действия названных элементов до момента аварийной обстановки и их взаимодействия в период ее, часто продолжающийся десятые доли секунды, требует тщательного и всестороннего исследования. Такое исследование, как правило, требует применения специальных знаний и точных измерений, что без участия специалистов сделать невозможно. Третья особенность определяется сложностью его материальной обстановки как источника информации о фактах. Четвертая особенность касается процесса фиксации результатов осмотра. Трудно переоценить значение точности и полноты фиксации всех параметров, установленных осмотром. Нередко, буквально сантиметры имеют решающее значение для принятия решения по делу. (20) В криминалистической литературе достаточно полно и подробно рассмотрены вопросы техники и тактики проведения осмотра места происшествия, как в виде общих рекомендаций, так и применительно к конкретным видам преступлений, в том числе и ДТП. На сегодняшний день задачи осмотра существенно расширились по сравнению, например, с определяемыми тридцать лет назад, когда многими авторами они ограничивались обнаружением следов преступления. (21) Однако, обстановка места происшествия, которую воспринимает следователь при осмотре, далеко не тождественна обстановке, в которой произошло дорожно-транспортное событие. Значение же для расследования, в первую очередь имеет именно обстановка, предшествующая событию и сложившаяся во время его совершения. Это положение послужило основанием для развития взглядов на цели осмотра Современная интерпретация этого понятия значительно шире и включает, например, установление особенностей материальной среды во время совершения преступления в данном месте, или уяснение механизма произошедшего события. (22) К числу общих задач расследования автодорожных преступлений отнесено выяснение дорожной обстановки в момент осмотра и, в соответствии с этим, указывается на необходимость исследования обстановки и обстоятельств непосредственно самого происшествия. (23) Таким образом, криминалистическое понятие осмотра места происшествия - это не механическое восприятие следователем очевидной обстановки и следов, но и выяснение всех обстоятельств, которые возможно установить на основе проведения различных мероприятий по реконструкции механизма события и факторов, его определяющих. В обобщенном виде наиболее типичные задачи осмотра сводятся к: 1) принятию мер к сохранности обстановки места происшествия до окончания осмотра и оказание помощи пострадавшему, получение от него показаний об обстоятельствах происшествия; 2) непосредственному выяснению следователем дорожной ситуации в момент происшествия и изучению обстановки места происшествия в целях определения механизма и обстоятельств события; 3) получению сведений об очевидцах происшествия для организации и принятия оперативно-розыскных мер к установлению и розыску скрывшегося водителя; 4) обнаружению, изъятию, закреплению и предварительному исследованию следов и других вещественных доказательств; 5) выяснению технического состояния транспортных средств, участвовавших в происшествии, путем осмотра и исследования их на месте в целях определения времени образования неисправностей, их влияния на безопасность движения и возникновение происшествия; 6) получению сведений для выдвижения всех всевозможных версий (общих и частных) и их проверки; 7) выявлению причин и условий, способствовавших наступлению происшествия. С теми или иными дополнениями или изменениями представленный перечень можно считать общепризнанным. Указанные задачи можно разбить на несколько блоков, объединяющих различные виды деятельности участников следственно-оперативной группы и вспомогательных сил. Так, охрану места происшествия осуществляют сотрудники ГАИ БДД или ППС; выявление свидетелей и очевидцев - сотрудники уголовного розыска; обнаружение, фиксацию и изъятие следов - специалисты-криминалисты; организацию и общее руководство осмотром - следователь; предварительное решение вопросов о техническом состоянии транспортных средств - специалист-автотехник. Тактика осмотра места ДТП рассматривалась во многих учебниках криминалистики и специализированных методических рекомендациях. На наш взгляд, наиболее удачно свою точку зрения изложили Алферов В.А. и Федоров В.А. (24) Они разработали ряд рекомендаций, касающихся обнаружения, фиксации и изъятия следов, с учетом особенностей выделенных ими двух стадий. Первая стадия - общий осмотр места ДТП, который включает в себя исследование условно обозначенных трех зон (исходная, промежуточная и зона совершения ДТП): Исходная зона - это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности. Промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.). Зона совершения ДТП - включает место столкновения (удара), расположения автотранспорта после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.). Осмотр, по мнению авторов, должен начинаться с "зоны совершения ДТП" и продолжаться до "исходной зоны". Так следователю будет легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортными средствами, не участвовавшими в ДТП. Вторая стадия - это детальный осмотр места ДТП. Несомненно, что в случае наличия опасности возможного видоизменения следов или их полной утраты начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором эти следы могут находиться (25). На основе специфичности места ДТП, связанной с его большой протяженностью, для его осмотра разработаны специальные методы, суть которых сводится к: ориентировочному изучению (ориентирование в обстановке); обзорному изучению; статическому осмотру; динамическому осмотру. Названные методы имеют узкоспецифические задачи и используются в определенной последовательности на конкретных этапах осмотра. Так, метод ориентировочного изучения применяется, как правило, на начальном этапе осмотра и является специальным методом общего ознакомления следователя с материальной обстановкой данного места и окружающих его участков для получения первичной информации в целях последующего планомерного проведения осмотра. Метод обзорного изучения заключается в накоплении необходимой информации относительно общих границ места происшествия, основных ориентиров и узлов, подлежащих дальнейшему всестороннему изучению. Метод статического осмотра имеет общую аналитическую задачу последовательного и детального выявления всех отобразившихся на предметах обстановки места происшествия материальных признаков события (без изменения обстановки) и причинных связей, характеризующих его механизм. В отличие от статического динамический осмотр преследует цель детального и всестороннего изучения каждого выявленного предмета либо следа, могущих служить вещественным доказательством, с изменением их первоначального положения и изъятия (26). В методической литературе рассмотрены не только общие задачи осмотра места ДТП, но и подробное описание необходимых действий всех участников. Так, например, в пособии "Осмотр места происшествия: методика и тактика", авторами которого являются Э.А. Разумов и Н.П. Молибога, для каждого вида дорожно-транспортного происшествия предлагается до сорока пунктов в алгоритме действий (27). Однако, несмотря на обилие методических рекомендаций по тактике проведения осмотра места ДТП, его задачах и особенностях, проведенный анализ практики доследственной проверки и расследования показал, что более 30% протоколов осмотров мест происшествия по делам о ДТП оформлены формально с точки зрения полноты фиксации обстановки. Это приводит к невозможности решения ситуалогических экспертных задач по установлению механизма ДТП по причине нехватки объективной информации. В результате, формирование доказательственной базы осуществляется на основе показаний участников и очевидцев, которые, зачастую, противоречивы и добавляют и без того значительный объем неопределенностей. Таким образом, проведенный анализ позволяет с определенностью констатировать основную причину в сложности расследования ДТП - это недостаточный объем объективной, непротиворечивой информации о механизме ДТП. Вместе с тем, любое реконструирование, любое понимание механизма ДТП возможно только на основе уже имеющейся фактической информации, которая может быть получена только на стадии осмотра - в первую очередь это относится к материальным следам, являющимся "отпечатками" события. Соответственно, грамотно, в полном объеме проведенный осмотр, а точнее обнаружение, фиксация и изъятие следов - их наличие, взаиморасположение, характер образования, это те составляющие, по которым в последующем, а возможно и незамедлительно, будет восстановлена картина произошедшего события. Несоответствие же большого количества и высокого качества методических рекомендаций по проведению осмотра места ДТП и их практическая реализация позволяют определить решение этой задачи как одной из основных в плане повышения эффективности расследования дорожно-транспортных происшествий. *** 1. Булатов А.И., Жулев В.И., Петренко В.М. Расследование дорожно-транспортных происшествий. - М. 1966. - С. 3. 2. Гудков А.Е., Гудков С.А., Савелий М.Ф.. Водитель. ГАИ: Справочное пособие. - М., 1997. - С. 60. 3. Белкин Р.С. Криминалистика: Краткая энциклопедия. - М., 1993. - С. 26. 4. Белкин Р.С. Криминалистика: Краткая энциклопедия. - М., 1993. - С. 41. 5. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. - Свердловск, 1987. - С. 18. 6. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. - М., 1999. - С. 688 - 689. 7. Филипов А.Г, Волынский А.Ф./ Криминалистика: - М.: Изд-во "СПАРК", 1998. - С. 461. 8. Федоров Ю.Д. Логические аспекты осмотра места происшествия: Учебное пособие. - Ташкент, 1987. - С. 5. 9. Маландин И.Г. Расследование дорожно-транспортных происшествий с мест которых водители скрылись: Методическое пособие. - М., 1993. - С. 85. 10. Брянцев В.И. и др. Исходные данные для производства автотехнической экспертизы. - К., 1973. - С. 6. 11. Владимиров В.Ю. Ситуалогическая экспертиза места происшествия / Под ред. В.В. Вандышева. - СПб, 1995. - С. 7-10. 12. Белкин Р.С. Криминалистика: Общетеоретические проблемы. - М., 1973. - С. 201. 13. Винберг Ю.И. Там же. С. 201. 14. Ильченко Ю.И. Тактические приемы исследования материальной обстановки места происшествия: Дис. канд. юрид. наук. - Алма-Ата, 1965. 15. Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий с учетом ситуационных факторов. - Свердловск, 1987. - С. 44. 16. Онучин А.П. Системно-структурный анализ места происшествия и обстановки преступления // Теоретические проблемы криминалистической тактики. - Свердловск, 1981. - С. 75. 17. Разумов Э.А., Молибога Н.П. Осмотр места происшествия. - К., 1994. - С. 6. 18. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.,2002. - С. 83. 19. Разумов Э.А., Молибога Н.П. Осмотр места происшествия. - К., 1994. - С. 8. 20. Новиков С.И. Исследование места дорожно-транспортного происшествия: Учебное пособие. - К., 1977. - С. 9 - 11. 21. Онучин А.П. Методика расследования ДТП. МВССО РСФСР. - Свердловск, 1986. - С. 82 - 90; Кубицкий Ю.М. Следственный осмотр. Ч. 1. - М., 1938. - С. 279; Осмотр места происшествия. Криминалистика / Под ред. Крылова И.Ф. - Л., 1976. - С. 310; Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. - М., 1972. - С. 66. 22. Максутов И.Х. Осмотр места происшествия. Криминалистика / Под ред. Крылова И.Ф. - Л., 1976. - С. 310 23. Максутов И.Х. Там же. - С. 350. 24. Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справ. - метод. Пособие // Под ред. Алферова В.А. и Федорова В.А. ~ М., 1998. - С. 50 - 52. 25. Селиванов Н А, Дворкин А.И., Завидов Б.Д. и др. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Справ. - метод, пособие. // Под ред. Алферова В.А. и Федорова В.А. - М., 1998. - С. 49 - 52. 26. Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений / Редкол.: Смагоринский Б.П. (отв. Ред.), Волынский А.Ф., Закатов А.А., Филиппов А.Г. - Волгоград, 1994. - С. 132-133. 27. Разумов Э.А., Молибога Н.П. Осмотр места происшествия: методика и тактика. - К., 1994. - С. 647-659.
|