ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРУЖИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТГлавным направлением борьбы с преступность вообще с точки зрения обеспечения спокойствия, безопасности, стабильности общества, прав, свобод и законных интересов граждан является ее предупреждение. В авторском понимании предупреждение незаконного изготовления оружия - системное воздействие на незаконное изготовление оружия, заключающееся в целенаправленной деятельности определенных субъектов по нейтрализации и устранению вызывающих его криминогенных факторов и пресечению совершаемых преступлений, осуществляемое в определенных законом формах. Предупреждение незаконного изготовления оружия охватывает меры общесоциального и специально-криминологического уровня. Общесоциальные меры предупреждения и профилактики - это комплекс разнообразных мер, направленных на решение крупных экономических, социальных, политических и нравственно-правовых проблем, актуальных для современного общества. (1) Среди мер общесоциальной предупредительно-профилактической деятельности незаконного изготовлении оружия первостепенное значение имеют меры экономического, политического и организационного характера, в большей мере, чем социальные меры. Достижение стабильности в новых экономических отношениях является, надо полагать, важнейшим антикриминальным фактором общесоциального характера. (2) Устранение причин экономического характера является одним из условий стабилизации преступности в целом, в том числе и ее отдельных проявлений - незаконного изготовления оружия. Учитывая крайне тяжелое экономическое положение Северо-Кавказского региона, включая и экономику Дагестана, приоритеты государственной политики России в данном регионе должны быть направлены на повышение его экономического благосостояния. Принимая во внимание тот факт, что почти две трети лиц, занимающихся незаконным изготовлением оружия, нигде не работают, и безработица относится к числу основных факторов нагнетания социальной напряженности в республике, в рамках общесоциальных мер профилактики незаконного изготовления оружия определяющее значение приобретает борьба с безработицей. В этой связи назрела необходимость принять комплекс мер, направленных на улучшение ситуации на рынке труда уже в ближайшей перспективе. К числу таких мер относится развитие отраслей экономики, направленных на удовлетворение первоочередных нужд местного населения и повышение качества жизни, развитие малого и среднего предпринимательства и, прежде всего, в сельской местности, поскольку по численности сельских жителей Северный Кавказ занимает первое место среди экономических регионов Российской Федерации. Кроме экономического блока общесоциальных проблем профилактики незаконного изготовления оружия не менее значимыми представляются меры политического характера. Возрастание роли политического фактора в разрешении данных проблем в Северокавказском регионе в первую очередь связано с дестабилизирующим воздействием общественно-политической ситуации в Чеченской Республике. Общеизвестно, что, пользуясь временным безвластием на территории Чеченской Республики и в селах Карамахи и Чабанмахи, были созданы целые производственные комплексы и цеха по производству огнестрельного оружия и боеприпасов. С известной долей условности вклад в предупреждение незаконного изготовления оружия вносит борьба с религиозным экстремизмом. В последние годы на состояние нравственности в Дагестане серьезное влияние оказала активная пропаганда экстремистского религиозного направления - ваххабизма, прежде всего, среди молодежи. Открывались "ваххабитские" мечети, издавалась и бесплатно распространялась, по сути, реакционная литература. Далее шло скрытое создание незаконных вооруженных формирований под видом "защитников" исламских ценностей. Ваххабиты, прикрываясь религией, вербовали в свои ряды лиц, конфликтующих с законом, находящихся в розыске за совершение преступлений, а также религиозных фанатиков. (3) В этой связи нам представляется, что средства массовой информации Дагестана должны вести планомерную работу по разъяснению сущности и опасности ваххабизма и иных проявлений религиозного, политического, национального и т.п. экстремизма. Тема обеспечения безопасности республики, противодействия экстремизму должна стать главной темой в программах местного телевидения с участием интеллигенции, мусульман республики, которые должны осуществлять контрпропаганду идеям экстремизма, особенно среди молодежи. Вопросы, связанные с противодействием экстремистской деятельности и борьбы с терроризмом неоднократно рассматривались на координационных заседаниях правоохранительных органов республики, оперативных совещаниях при руководстве МВД РД. Все лица, проповедующие экстремистское течение "ваххабизм", взяты на учет, внесены в банк данных под условным наименованием "ВАХХАБИТ". В отношении этих лиц подразделениями КМ и СОБ, регулярно проводятся оперативно-розыскные и профилактические мероприятия. В этой связи общая организация борьбы с терроризмом и экстремизмом в Дагестане в целом направлена и на предупреждение незаконного изготовления оружия. С этой целью в рамках проводимого оперативно-профилактического мероприятия "Вихрь-антитеррор", сотрудники правоохранительных органов осуществляют проверки на заводах, предприятиях и других местах, где возможно изготовление вооружения и деталей к нему, а также проверки обеспечение сохранности взрывчатых материалов гражданского назначения, проводят комплексные обследования и инвентаризации мест хранения оружия и взрывчатых веществ. Меры специально-криминологической профилактики охватывают осуществление профилактического воздействия на конкретные социальные группы (микросреду), в которой складываются конфликтные ситуации и намечаются отрицательные явления. Если общесоциальные меры действуют в основном на стратегическом уровне, то уровень действия специальных мер в основном тактический, обусловленный ближайшими причинами и условиями преступлений. Исходя из причин и условий, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, предупредительные меры незаконного изготовления оружия на специальном уровне направлены на достижение следующих целей: 1) снижение спроса на незаконно изготовленное оружие у социально-благонадежной части населения; 2) перекрытие каналов поступления незаконно изготовленного оружия в преступный оборот; 3) изъятие незаконно изготовленного оружия из оборота. (4) Результативность достижения этих целей во многом будет зависеть от теоретической обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей, в том числе и материальных, органов власти, от проведения всех профилактических мероприятий в комплексе и организованно, с участием всех структур государственной власти и их тесного взаимодействия. Предупреждение незаконного изготовления оружия в органах внутренних дел осуществляют различные оперативные службы в соответствии с их компетенцией. Важным субъектом профилактики незаконного изготовления оружия является уголовный розыск и его подразделения. Основные задачи подразделений уголовного розыска по предупреждению и пресечению незаконного оборота оружия, включая незаконное изготовление оружия, сводятся к следующему: * предупреждение и раскрытие криминальных взрывов; * предупреждение и раскрытие контрабанды огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; * предупреждение и раскрытие хищений огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; * предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с раскопками на местах бывших боев и восстановлением оружия; * предупреждение и раскрытие фактов изготовления самодельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Непосредственная работа по предупреждению незаконного изготовления оружия возложена на отделение по борьбе с незаконным оборотом оружия, созданное в системе органов УУР МВД РД. В его функции входит осуществление ряда мер организационного и практического характера, направленных на активизацию борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Основное внимание уголовного розыска и других взаимодействующих служб и подразделений нацелено на установление и перекрытие каналов поставки и изготовления огнестрельного оружия, изобличение преступных группировок, заинтересованных в приобретении оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, для достижения своих корыстных целей. Для перекрытия каналов переброски оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в Чеченскую Республику через территорию Республики Дагестан в приграничных ОВД с привлечением сил и средств ГОУ МВД РФ, УФСБ РФ по РД регулярно проводятся оперативно-поисковые мероприятия. Так, с 10.05. по 21.05.2004 г. на территории Республики Дагестан была проведена операция "Вихрь-Антитеррор". 17.05.04 г. в 14 ч. 50 м. при проведении ОПМ в рамках операции "Вихрь-Антитеррор" при реализации оперативной информации сотрудниками Ботлихского РОВД на административной границе РД с ЧР, в развалинах с. Ихарой Шатойского района ЧР, в квадрате 3 488 обнаружен схрон боеприпасов заводского и самодельного производства. Управлением уголовного розыска МВД во исполнение пунктов плана МВД РД на 1 полугодие 2004 года и распоряжения МВД РД N1/2 от 13.01.04 г. в период с 21 по 30 января 2004 года проведена операция "Арсенал". Всего за 9 месяцев 2004 г. изъято 126 пистолетов, из них 41-самодельного производства и 85 - заводского, гранат всего 217, в том числе хаттабки - 15 шт., взрывчатые вещества 33 кг. 940 гр., в том числе самодельное 16 кг. 250 гр. (5) Между тем, как показывает анализ деятельности УУР МВД РД, меры по предупреждению незаконного изготовления оружия, предпринимаемые ими, сводятся к изъятию самодельного орудия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Недостаточно используются меры по перекрытию каналов сбыта незаконно изготовленного оружия, не выявляются источники приобретению оружия, слабо ведется работы по целевой вербовке агентуры, в целях получения оперативно-значимой информации по незаконному обороту огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Определенный вклад в предупреждение незаконного изготовления оружия вносят следственные органы. Следователи обязаны объективно, полно, всесторонне расследовать, выявлять причины и условия, способствующих совершению преступлений в сфере незаконного оборота оружия, принимать меры к их устранению. Между тем, для многих дел характерны неполнота следствия, поверхностное выявление причин и условий совершения преступлений, следователи часто не проявляют активность в установлении источника поступления предметов вооружения. В целом следственная и судебная профилактика остается одним из слабых звеньев в уголовном судопроизводстве. Эффективная борьба с рассматриваемыми преступлениями предполагает аналитическую работу следователей с последующей подготовкой обобщающих представлений о причинах и условиях этих преступлений и мерах по их устранению. В известной степени способствуют предупреждению незаконного изготовления оружия отделы по борьбе с организованной преступностью. В ходе пресечения деятельности организованных групп и преступных сообществ сотрудниками УБОП выявляются и изымаются значительное число взрывчатых веществ, которое используется ими для изготовления самодельных взрывных устройств. Кроме того, сотрудниками УБОП принимаются меры непосредственно направленные на пресечение деятельности организованных групп, занятых криминальным оружейным бизнесом. Так, 28.05.2003 г. сотрудниками УБОП пресечена деятельность организованной группы, специализирующейся на незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, задержаны 2 участника организованной группы - Альбуриев Т.Т. и Ягияев М.Т., при проведении обыска в квартире последнего обнаружено и изъято: 1 автомат, 2 пистолета кустарного производства, комплектующие детали к пистолетам по типу ПМ и инструменты для их изготовления, пистолет сигнальный, 413 патронов, 5 гранат и 150 гр. тротила. По факту возбуждены уголовное дело по ст. 222, ст. 223 ч.3 УК РФ. (6) Значительная нагрузка по предупреждению незаконного изготовления оружия возложена на лицензионно-разрешительную систему. Ее деятельность охватывает три направления: а)совершенствование государственного контроля за предметами вооружения; б)предотвращение фактов изготовления самодельного оружия; в)уничтожение всего изымаемого у населения оружия, в том числе самодельного. Работники подразделений разрешительной системы, уголовного розыска, ОППН, участковые инспекторы обязаны выявлять лиц, незаконно владеющих оружием, проводить работу по добровольной сдаче оружия в ОВД, в установленных случаях привлекать виновных к уголовной ответственности. При этом надо обращать внимание на лиц, склонных к нарушению общественного порядка, алкоголиков, наркоманов, судимых. Значительным резервом совершенствования борьбы с данным видом преступности является профилактическую работу с ранее судимыми. В настоящее время по инициативе МВД России принято решение о создании федеральной автоматизированной системы учета гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового оружия, имеющегося у организаций и граждан. (7) Между тем, финансовые проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше государство, препятствуют созданию в МВД России автоматизированной информационно-поисковой системы учета оружия (АИПС "Оружие - МВД"). Автоматизированная система учета оружия позволяет контролировать порядок постановки на учет приобретенного оружия и выявлять лиц, нарушающих установленные законодательством сроки регистрации оружия; оперативно устанавливать владельца оружия, его место жительства по маркам, сериям, номерам, году выпуска оружия, по юридическим и физическим лицам, которым оружие принадлежало ранее; контролировать объекты разрешительной системы обеспечивать сверку оружия, имеющегося на объекте с учетами лицензионно-разрешительных подразделений, выявлять недостачи и излишки оружия. В процессе проведения профилактических и специальных мероприятий органами внутренних дел изымается значительное количество самодельного оружия. Уничтожению подлежит все самодельное огнестрельное оружие, а оружие заводского изготовления конфисковывается и реализуется или передается государственным военизированным организациям. Однако, существующая практика решения судьбы оружия как вещественного доказательства не исключает возможность повторного поступления в преступный оборот однажды изъятого оружия. Совершенствование организации борьбы с незаконным изготовлением оружия, в частности наиболее распространенным его видом - газовое оружие перестволенное под боевое, нам видится в следующих направлениях: * внесение изменений в технические характеристики газового оружия чтобы воспрепятствовать возможности их переделки в огнестрельное оружие, также охотничьих ружей, которые могут переделываться под стрельбу боевыми патронами; * выделение на эти мероприятия специально средств и улучшение экономического положения предприятий-изготовителей; * контроль за порядком реализации газового оружия через магазины; * выборка разрешительными отделениями МВД в торговых точках города лиц, скупивших по открытым лицензиям большие партии газовых пистолетов ввиду возможности их переделки в огнестрельное оружие; Значительная роль в пресечении незаконного изготовления оружия отводится трудовым коллективам производственных предприятий, заводов, главным образом предприятий-изготовителей оружия. Именно трудовые коллективы имеют объективные возможности пресекать незаконное изготовление оружия на стадии приготовления к совершению преступлений, когда лицо, приискав нужные материалы, начинает изготавливать на своем рабочем месте предметы вооружения. В частности, по нашим исследованиям, на рабочем месте изготавливалось и ремонтировалось - 39% огнестрельного оружия и 44% - холодного оружия. К. В домашних условиях было изготовлено всего 5% огнестрельного оружия и 19% холодного оружия, 66% боевых припасов. С целью исключения возможности выноса из предприятий-изготовителей деталей для сборки оружия необходимо организовать замкнутый цикл производства оружия, предполагающего изготовление точно определенного количества деталей оружия строго соответствующего количеству произведенной готовой продукции. Среди мер борьбы с незаконным оборотом оружия в целом, в том числе с незаконным его изготовлением, заслуживает особого внимания организация органами внутренних дел добровольной сдачи населением на возмездной основе незаконно хранящихся данных предметов. На территории России в ряде регионов страны (Москва, Тульская, Воронежская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Республика Татарстан) проводятся регулярные профилактические мероприятия по добровольной сдаче незаконно хранящегося у граждан оружия и взрывчатых веществ на возмездной (платной) основе. К сожалению, приходится констатировать, что отсутствие реальных финансовых возможностей у органов внутренних дел на местах для выплаты гражданам вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося у них оружия зачастую снижает действенность в целом положительно зарекомендовавших себя мероприятий. (8) В соответствие с Постановлением Правительства РД от 19.09.03г. N270 и приказом МВД РД от 27.09.03 г. N1464 на территории республики с 1.10. по 1.12.03г. проведена специальная операция "Оружие" по изъятию, путем добровольной сдачи населением, в том числе на возмездной основе, незаконно хранящегося оружия и боеприпасов, в результате которой сдано: пистолетов-револьверов - 45 ед., автоматов - 68 ед., пулеметов - 9 ед., подствольных гранатометов (ГП-25) - 7 ед., одноразовых гранатометов (РПГ-18, 22, 26, 27) - 272 шт., гранатометов РПГ-7 - 12 ед., винтовок СВД - 2 ед., пистолет-пулеметов - 2 ед. охотничьих карабинов - 76 ед., охотничьих гладкоствольных ружей - 526 ед., пистолетов кустарного производства - 212 ед., газовых пистолетов и револьверов - 19 ед., самодельных стреляющих устройств - 3 ед., взрывчатого вещества - 1 тн. 877 кг. 992 гр., взрывных устройств - 1 шт., средств взрывания - 1 256 шт., штатных боеприпасов - 57 шт., управляемых противотанковых ракет ТУР ~ 3 шт., выстрелов к РПГ - 263 шт., выстрелов к подствольному гранатомету (ВОГ) - 3814 шт., АГС-17 - 1 ед., огнеметов РПО - А - 36 шт., гранат - 2993 шт., мин - 33 шт., боеприпасов к стрелковому оружию - 1 млн. 151 тыс. 33 шт., на общую сумму 57 млн. 868 тыс. 530 руб. (9) Принятые меры по снижению уровня вооруженности населения, поиска криминальных арсеналов преступной среды в определенной мере способствуют противодействию незаконному обороту оружия. Однако у населения на руках продолжает находиться большое количество огнестрельного оружия, в том числе и самодельно изготовленного. Очевидно для решения вопроса разоружения требуются новые подходы, активизация усилий всех органов власти и управления, всей правоохранительной системы. Правоохранительным органом необходимо более эффективно проводить меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконного изготовления оружия. Следует активнее использовать комплекс агентурно-оперативных и розыскных мероприятий по выявлению лиц, замеченных в занятии криминальным оружейным бизнесом. Важное значение в этом направлении отводится качественному расследованию дел данной категории с целью доказывания вины подозреваемых обвиняемых лиц и справедливого осуждения их в суде. А для этого МВД, прокуратура, ФСБ и другие силовые структуры должны быть укомплектованы квалифицированными и профессиональными кадрами, которые в дефиците в обществе Разумеется, меры предупреждения незаконного изготовления оружия чрезвычайно разнообразны и должны принимать в комплексе. Вместе с тем, предлагаемые нами отдельные мероприятия могут внести существенный вклад в пресечении незаконного оружейного промысла. *** 1. Петров Э.И. Криминология и организация предупреждения преступлений. - М., 1995. - С, 122. 2. Астемиров З.А. Криминология Курс лекций - Махачкала. С.51. 3. Сайгитов У.Т., Абдулатипов А. Терроризм в Дагестане. - Махачкала, 2003. С. 12-13. 4. Дикаев С.У. Незаконное распространение оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. (Уголовно-правовая и криминологическая характеристика). Дисс... на соискание ученой степени к. ю. н. - СПб., 1997. С. 89. 5. Справка о состоянии работы по борьбе с незаконным оборотом оружия боеприпасов, взрывчатых веществ за девять месяцев 2004 г. 6. Оценка оперативной обстановки и результатов борьбы с организованной преступностью в Республике Дагестан за 2003 год. Аналитические материалы. С. 14. 7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2000 г. N 888 - р // Рос. газета. - 2000. - 14 июля. 8. Шелковникова Е.Д. Проблемы усиления борьбы с незаконным оборотом оружия// Государство и право, N7, 1999, С. 541. 9. Комплексный анализ состояния оперативной обстановки в Республике Дагестан и результатов деятельности органов и подразделений внутренних дел за 2003 г. 29-30.
|