Особенности исчисления и уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с изменениями в законодательстве о налогах и сборах - Свод законов

Особенности исчисления и уплаты ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с изменениями в законодательстве о налогах и сборах

1. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 20. 07. 04 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившим силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ) указанный закон вступает в силу с 01. 01. 05.

Изменения, внесенные в главу 24 НК РФ в части ЕСН, связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования норм законодательства, снижения налогового бремени при уплате ЕСН, а также упрощения исчисления этого налога.

Федеральным законом N 70-ФЗ отменена норма, устанавливающая для работодателей условия на право использования регрессивной шкалы ставки налога.

Единый социальный налог, как и раньше, будет исчисляться с применением регрессивной шкалы ставки налога в отношении налоговой базы каждого отдельного работника.

Вместе с тем с 01. 01. 05 при исчислении ЕСН в отношении всех налогоплательщиков сокращается количество шкал ставки налога с четырех до трех, изменяется величина налоговой базы нарастающим итогом в разрезе каждой шкалы, при этом устанавливаются новые ставки ЕСН по соответствующим шкалам.

Соответственно, в структуре ЕСН изменились налоговые ставки по платежам в федеральный бюджет, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС - кроме индивидуальных предпринимателей и адвокатов).

2. Пунктом 3 ст. 241 НК РФ установлены новые налоговые ставки ЕСН для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.

При этом, как и до вступления в силу Федерального закона N 70-ФЗ, законодателем не установлены налоговые ставки для индивидуального предпринимателя в зависимости от того, является ли он сельскохозяйственным товаропроизводителем или таковым не является.

Единый социальный налог с доходов индивидуальных предпринимателей исчисляется по ставкам, установленным для налоговой базы нарастающим итогом, по новым регрессивным шкалам:

- до 280 000 рублей ставка ЕСН составляет 10 процентов;

- от 280 001 рубля до 600 000 рублей ставка ЕСН составляет 28 000 рублей плюс 3, 6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей;

- свыше 600 000 рублей - 39 520 рублей плюс 2 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей.

Следует отметить, что значительно уменьшилось налоговое бремя при исчислении ЕСН для индивидуальных предпринимателей по налоговой базе до 280 000 рублей.

Например, до 01. 01. 05 по налоговой базе от 100 001 рубля до 300 000 рублей налоговая ставка составляла 13 200 рублей плюс 7, 4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей. С 01. 01. 05 в соответствии с нормами Федерального закона N 70-ФЗ по налоговой базе нарастающим итогом до 280 000 рублей налоговая ставка составит всего лишь 10 процентов.

3. Пунктом 4 ст. 241 НК РФ установлены новые налоговые ставки ЕСН для налогоплательщиков-адвокатов.

Для них, как и раньше, ЕСН будет исчисляться с применением регрессивной шкалы ставки налога.

Вместе с тем, согласно Федеральному закону N 70-ФЗ, количество шкал ставки налога для адвокатов также сократилось с четырех до трех, изменилась величина налоговой базы нарастающим итогом в разрезе каждой шкалы, при этом установлены новые ставки ЕСН по соответствующим шкалам.

Единый социальный налог с доходов адвокатов исчисляется по ставкам, установленным для налоговой базы нарастающим итогом, по новым регрессивным шкалам:

- до 280 000 рублей ставка ЕСН составляет 8 процентов;

- от 280 001 рубля до 600 000 рублей ставка единого социального налога составляет 22 400 рублей плюс 3, 6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей; - свыше 600 000 рублей - 33 920 рублей плюс 2 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей.

Соответственно, в структуре ЕСН также изменились налоговые ставки по платежам в Федеральный бюджет, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, которые установлены данным п. 4 ст. 241 НК РФ.

Следует отметить, что значительно уменьшилось налоговое бремя при исчислении ЕСН для адвокатов но налоговой базе от 280 001 рубля до 600 000 рублей.

Например, до 01. 01. 2005 по налоговой базе от 300 001 рубля до 600 000 рублей налоговая ставка составляла 25 200 рублей плюс 3, 6 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей. С 01. 01. 05 в соответствии с нормами Федерального закона N 70-ФЗ по налоговой базе нарастающим итогом от 280 001 рубля до 600 000 рублей налоговая ставка составит 22 400 рублей плюс 3, 6 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей.

4. До вступления в силу Федерального закона N 70-ФЗ не был урегулирован порядок представления индивидуальным предпринимателем налоговой отчетности по ЕСН и уплаты налога в связи с представлением такой отчетности в случае прекращения предпринимательской деятельности до окончания календарного года (налогового периода).

Подпунктом в) н. 6 ст. 1 Федерального закона N 70-ФЗ статья 243 НК РФ "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам" дополнена пунктом 9, согласно которому индивидуальные предприниматели с 01. 01. 05 в случае прекращения деятельности до окончания налогового периода обязаны не позднее 15 дней со дня подачи в налоговый орган налоговой декларации по ЕСН, исчисленному за период с начала налогового периода по день подачи заявления о прекращении предпринимательской деятельности включительно, уплатить разницу между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с представленной налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными индивидуальным предпринимателем с начала года за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

Положения указанной нормы распространяются как на доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, так и на выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.

5. До вступления в силу Федерального закона N 70-ФЗ также не был урегулирован порядок представления адвокатом налоговой отчетности по ЕСН в случае прекращения статуса адвоката до окончания налогового периода.

Подпунктом г) п. 7 ст. 1 Федерального закона N 70-ФЗ статья 244 НК РФ "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам" (в ред. Федерального закона N 70-ФЗ) дополнена пунктом 8. Согласно абз. 2 указанного пункта в случае прекращения либо приостановлении статуса адвоката налогоплательщики обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката включительно.

При этом согласно п. 2-3 ст. 17 Федерального закона от 31. 05. 02 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате, О принятом решении совет в семидневный срок со дня принятия решения о прекращении статуса адвоката уведомляет в письменной форме лицо, статус адвоката которого прекращен, за исключением отучая прекращения статуса адвоката по основанию, предусмотренному поди. 4 п. 1 настоящей статьи (смерть адвоката), соответствующее адвокатское образование, а также соответствующий территориальный орган юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.

6. Согласно п. 6 ст. 244 НК РФ уточняется порядок представления адвокатскими образованиями налоговой отчетности но ЕСН в отношении исчисленных сумм налога с доходов адвокатов.

Законодатель обязал коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представлять в налоговые органы данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов за прошедший налоговый период не позднее 30 марта следующего года по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.

Ранее такая норма отсутствовала в главе 24 НК РФ. На коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации Кодексом не возлагалась обязанность по представлению в налоговые органы информации об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов по итогам налогового периода.

Это приводило к тому, что в случае непредставления в добровольном порядке указанными адвокатскими образованиями декларации по единому социальному налогу по итогам прошедшего налогового периода налоговый контроль (камеральная налоговая проверка) осуществлялся налоговыми органами только после истребования у адвокатских образований документов, служащих основанием для исчисления налога, подтверждающих правильность исчисления налога с доходов адвокатов. Более того, в данном случае при непредставлении декларации и отсутствии данных по начисленным суммам за указанный период в налоговом органе по лицевому счету конкретного адвокатского образования образовывалась необоснованная "переплата".

С вступлением в силу указанного закона новая норма регулирует порядок представления отчетности по единому социальному налогу в целом за прошедший налоговый период данными адвокатскими образованиями и значительно упрощает контрольную работу налоговых органов при проведении как камеральных, так и выездных налоговых проверок.

7. В связи с вступлением в силу с 01. 01. 05 Федерального закона N 70-ФЗ значительно уменьшается "налоговая нагрузка" в части уплаты страховых взносов па обязательное пенсионное страхование для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц но трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также но авторским договорам но базе для начисления страховых взносов с интервалом от 100 001 рубля до 280 000 рублей (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 70-ФЗ).

Как и раньше, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются с применением интервалов баз для начисления страховых взносов. Тариф страхового взноса также зависит от базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала гола.

Вместе с тем Федеральным законом N 70-ФЗ количество интервалов баз сократилось с четырех до трех, изменилась величина базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года в разрезе отдельных баз, при этом установлены новые тарифы страховых взносов по соответствующим базам.

При базе для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года тариф страхового взноса до 280 000 рублей составляет для:

- лиц 1966 года рождения и старше - на финансирование страховой части трудовой пенсии 10, 3 процента;

- для лиц 1967 года рождения и моложе - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 4, 3 процента; накопительной части трудовой пенсии - 6 процентов.

По другим шкалам для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года тариф страхового взноса составляет:

от 280 001 рубля до 600 000 рублей:

- для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 28 840 рублей плюс 5, 5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей;

- для лиц 1967 года рождения и моложе - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 12 040 рублей плюс 3, 1 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей; накопительной части трудовой пенсии - 16 800 рублей плюс 2, 4 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей;

свыше 600 000 рублей:

- для лиц 1966 года рождения и старше - па финансирование страховой части трудовой пенсии 46 440 рублей;

- для лиц 1967 года рождения и моложе - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 21 960 рублей; накопительной части трудовой пенсии - 24 480 рублей.

При этом в течение 2005 - 2007 годов согласно ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ для указанных страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются новые ставки страховых взносов (п. 2 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ в редакции Федерального закона N 70-ФЗ).

8. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона 167-ФЗ установлены новые тарифы страховых взносов для страхователей, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона 167-ФЗ, выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

По данной категории плательщиков, как и раньше, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут начисляться с применением интервалов баз. Тариф страхового взноса также зависит от базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года.

Вместе с тем Федеральным законом N 70-ФЗ количество интервалов баз сократилось с четырех до трех, изменилась величина базы для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года в разрезе отдельных баз, при этом установлены новые тарифы страховых взносов по соответствующим базам.

Так, при базе для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года тариф страхового взноса составляет:

до 280 000 рублей:

- для лиц 1966 года рождения и старше - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 14 процентов;

- для лиц 1967 года рождения и моложе - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 8 процентов; накопительной части трудовой пенсии - 6 процентов;

от 280 001 до 600 000 рублей:

- для лиц 1966 года рождения и старше - на финансирование страховой части трудовой пенсии 39 200 рублей плюс 5, 5 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей;

- для лиц 1967 года рождения и моложе

- на финансирование страховой части трудовой пенсии - 22 400 рублей плюс 3, 1 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей; накопительной части трудовой пенсии

- 16 800 рублей плюс 2, 4 процента с суммы, превышающей 280 000 рублей;

свыше 600 000 рублей для:

- лиц 1966 года рождения и старше - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 56 800 рублей;

- для лиц 1967 года рождения и моложе - на финансирование страховой части трудовой пенсии - 32 320 рублей; накопительной части трудовой пенсии - 24 480 рублей.

Таким образом, указанные плательщики с 01. 01. 05 должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, установленным таблицей 1 подп. 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона 167-ФЗ (в ред. Федерального закона N 70-ФЗ).

При этом согласно ст. 33 Федерального закона 167-ФЗ для указанных страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе в течение переходного периода (2005-2007 годов), применяются ставки страховых взносов (п. 2 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ).




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум