Сущность, цели и организация налогового контроля - Свод законов

Сущность, цели и организация налогового контроля

Взаимодействие налоговых органов с различными ведомствами при осуществлении налогового контроля

При проведении выездных налоговых проверок сотрудники налоговых органов сталкиваются с необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа (входа) на территорию проверяемых организаций, в производственные помещения, склады и т.п. Сотрудники милиции, в соответствии с п. 18 ст. 11 Закона Российской Федерации "О милиции", обладают правом беспрепятственного входа в указанные помещения, а также могут применять меры административного характера (административное задержание, проверка документов). Поэтому руководитель налогового органа может обратиться за помощью к начальнику районного органа внутренних дел или в отдел по борьбе с экономическими преступлениями, сотрудники которого могут, помимо вышеперечисленных действий, осуществлять оперативно-розыскную работу на экономических объектах.

В ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий сотрудники налоговых органов зачастую сталкиваются с неповиновением законному распоряжению должностного лица налогового органа или с невыполнением в срок законного предписания (постановления, представления) налогового органа (должностного лица). Ответственность за данные правонарушения предусмотрена ст. 19.4, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом составление протокола при наличии факта данных правонарушений и, соответственно, досудебное производство может быть осуществлено как сотрудниками органов внутренних дел, так и сотрудниками налоговых органов. Привлечение сотрудников милиции может повысить быстроту и эффективность производства по фактам подобных правонарушений. Рассмотрение же данных дел осуществляется в судах Российской Федерации. В ходе налоговых проверок могут быть выявлены признаки экономических преступлений, о которых налоговые органы могут сообщить как в следственные подразделения органов налоговой полиции, так и в следственный комитет МВД России. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователи органов внутренних дел производят предварительное расследование по большинству преступлений в сфере экономики. Кроме того, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении налоговыми органами функций по контролю за применением контрольно-кассовой техники. Таким образом, взаимодействие с органами внутренних дел позволяет налоговым органам добиться наиболее быстрого и эффективного решения ряда задач, поставленных перед ними.

Не меньшее значение для повышения эффективности налогового контроля имеет и взаимодействие налоговых органов с таможенными органами, поскольку внешнеторговые операции часто используются для уклонения от уплаты налогов внутри России или предъявления незаконных требований о возмещении налогов, уплаченных внутри России. Речь идет о косвенных налогах (налог на добавленную стоимость и акцизах), от уплаты которых освобождаются товары, выводимые за пределы таможенной территории России в режиме экспорта. При этом экспортерам возмещаются суммы косвенных налогов, уплаченные ими в связи с производством или приобретением экспортированных товаров.

Существует ряд совместных документов, определяющих порядок взаимодействия налоговых и таможенных органов по обязательным направлениям их деятельности. Так, в соответствии с Соглашением "О взаимодействии Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при осуществлении контроля за деятельностью организаций-импортеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам вышеуказанной продукции", приведенным в письме ГТК России и МНС России от 09.06.01 N 01-11/13, БГ-16-18/58, таможенные органы в течение суток информируют налоговые органы по установленной форме о выявленных нарушениях для принятия налоговыми органами решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а налоговые органы информируют таможенные органы России по установленной форме о принятых ими мерах по выявленным таможенными органами нарушениям, с указанием мер ответственности за эти нарушения. Кроме того, налоговые органы обеспечивают формирование Сводного государственного реестра лицензий на закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции, на экспорт алкогольной продукции, на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции и спиртосодержащей пищевой продукции. Соответствующие сведения направляются в таможенные органы на магнитном носителе с соблюдением налоговой тайны. Существовал также порядок, согласно которому МНС России в случае изменения бланка лицензии, порядка ее заполнения, введения новых лицензий, изменения образцов печатей и подписей лиц, уполномоченных подписывать такие лицензии, должен был представлять в ГТК России данную информацию в течение 10 дней на бумажных носителях.

Правоохранительные и налоговые органы, спецслужбы взаимодействуют между собой в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла, а также в области контроля за пересечением государственной границы Российской Федерации транспортными средствами и перемещении через государственную границу России товаров в морских пунктах пропуска. Взаимодействие осуществляется в форме взаимного информационного обеспечения в рамках законодательства Российской Федерации с применением карточек контроля товаров и транспортных средств. Также осуществляются совместные проверки законности внешнеторговых операций и деятельности участников внешнеэкономической деятельности; проводятся совместные мероприятия по поддержанию режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу с учетом координирующих ролей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Совместно разрабатываются и реализуются меры по совершенствованию форм и методов контроля за пересекающими государственную границу транспортными средствами и перемещаемыми через государственную границу товарами. Эта работа проводится с учетом координирующей роли, выполняемой соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Правоохранительные и налоговые органы, а также спецслужбы согласованно разрешают в порядке взаимопомощи отдельные задачи и реализуют функции на отдельных направлениях и участках работы. Эти ведомства совместно выявляют и пресекают каналы противоправной деятельности, связанной с незаконным пересечением государственной границы гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, транспортными средствами, а также перемещением через государственную границу товаров. Производится обмен информацией об участниках внешнеэкономической деятельности, а также проводятся совместные аналитические исследования по вопросам пересечения государственной границы транспортными средствами и перемещения через государственную границу товаров. Осуществляется обмен специалистами, учебно-методическими материалами по основным направлениям служебной деятельности для проведения консультаций и оказания методической помощи. Оказывается друг другу взаимная помощь при обеспечении собственной безопасности сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Имеет место совместное проведение научных исследований и разработок, а также подготовка специалистов в учебных заведениях. Взаимодействие рассматриваемой категории федеральных органов исполнительной власти проявляется и в форме подготовки совместных предложений по совершенствованию законодательства о государственной границе Российской Федерации, а также таможенного и налогового законодательства.

Существует и практика двустороннего взаимодействия между подразделениями пограничной службы и налоговыми органами. Она предполагает обмен информацией об обстановке в сфере внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности России на государственной границе Российской Федерации; разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по обеспечению правопорядка и предупреждению противоправной деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности; проведение совместных мероприятий по борьбе с незаконным перемещением через государственную границу грузов, товаров и транспортных средств; выработку совместных предложений по устранению причин и условий, способствующих ведению противоправной внешнеэкономической деятельности; подготовку совместных предложений по совершенствованию федерального законодательства; разработку межведомственных нормативных правовых актов, касающихся компетенции пограничной службы и налоговых органов; обмен опытом работы по вопросам контроля в сфере внешнеэкономической деятельности; совместную работу по профилактике правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Подразделения пограничной службы информируют налоговые органы о фактах нарушения федерального законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе пограничного контроля грузов, товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу; формах, методах и фактах незаконного перемещения через государственную границу грузов, товаров и транспортных средств, о других событиях, которые могут представлять интерес для налоговых органов.

В свою очередь налоговые органы информируют подразделения пограничной службы о результатах проверки информации, поступившей от них, о перемещении через государственную границу грузов, товаров и транспортных средств; выявленных нарушениях федерального законодательства о налогах и сборах, совершенных налогоплательщиками, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность; грузах и товарах, наиболее часто перемещаемых через государственную границу в целях получения незаконных доходов; фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу грузов, товаров и транспортных средств; других событиях и фактах, которые могут осложнить обстановку в пунктах пропуска через государственную границу, привести к попыткам нарушения режима государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также представлять интерес для подразделений пограничной службы. При наличии данных о готовящихся или совершенных хозяйствующими субъектами противоправных действиях на государственной границе и в пунктах пропуска через нее налоговые органы информируют об этом соответствующее подразделение пограничной службы устно по каналам связи с последующим направлением письменного сообщения. В таких случаях информация учитывается и используется в служебной деятельности подразделений пограничной службы. При необходимости ими проводится повторный досмотр грузов, товаров и транспортных средств и соответствующие мероприятия. Налоговые органы взаимодействуют также со службой судебных приставов органов юстиции Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника-организации и иных исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Основными задачами взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов являются: соблюдение законодательства о налогах и сборах и законодательства об исполнительном производстве, повышение эффективности организации исполнительного производства по взысканию задолженности по постановлениям налоговых органов и исполнительным документам и их исполнение в полном объеме. Организация взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов осуществляется путем направления налоговым органом сопроводительным письмом постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика. В сопроводительном письме указываются: фамилия и инициалы лиц; ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации; адрес фактического местонахождения организации и адреса ее структурных подразделений по данным налоговых органов; расшифровка задолженности организации, указанной в постановлении налогового органа в разрезе налогов и бюджетов с указанием реквизитов счетов по учету доходов бюджетов всех уровней. При необходимости налоговый орган одновременно с постановлением налогового органа направляет судебному приставу-исполнителю заявление о наложении ареста на имущество должника одновременно с возбуждением исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копии постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после его вынесения направляются в налоговый орган и должнику. Копии актов описи и ареста имущества должника в 3-дневный срок с момента наложения ареста направляются в налоговый орган, вынесший постановление. В случае полного взыскания суммы задолженности перед бюджетом организации-должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства. В случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов. В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, и если принятые судебным приставом-исполнителем все предусмотренные законом меры по розыску имущества или доходов должника оказались безрезультатными, постановление налогового органа возвращается к взыскателю. Возвращение исполнительного документа в налоговый орган не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в службу судебных приставов с соблюдением сроков, установленных ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

При взаимодействии налоговых органов и служб судебных приставов по исполнению исполнительных документов судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности.

В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу судебный пристав-исполнитель запрашивает у налогового органа информацию о его новом местонахождении. Письменный запрос судебного пристава-исполнителя должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника-юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания). Налоговый орган в 3-дневный срок со дня получения запроса представляет в установленном порядке судебному приставу - исполнителю требуемую информацию.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум