ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ (СУДОВ ЧЕСТИ) РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В 40 - 80 ГГ. XX СТОЛЕТИЯ - Свод законов

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ (СУДОВ ЧЕСТИ) РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В 40 - 80 ГГ. XX СТОЛЕТИЯ

Санкт-Петербургский университет МВД России

Важным субъектом дисциплинарных отношений являлись товарищеские суды, которые в соответствии с законодательными актами СССР, союзных республик создавались по производственно - территориальному принципу повсеместно: на предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях, по месту жительства. Они являлись выборными общественными органами "вспомогательными по отношению к государственным органам" (1), которые были призваны содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития, развития у них чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, уважения достоинства и чести советских людей. (2) В основе их социальной природы лежала общественная инициатива и самодеятельность населения.

Законодательные основы деятельности товарищеских судов окончательно сложились в 60-70 гг. XX столетия, после принятия Президиумами Верховного Совета РСФСР и других союзных республик Положения о товарищеских судах (3).

Теоретическое осмысление данной проблемы проходило в эти же годы и освещено в ряде фундаментальных и прикладных исследованиях (4), и диссертациях (5).

Необходимо отметить, что на первоначальном этапе становления советской государственности дисциплинарные и товарищеские суды вводились лишь на промышленных предприятия, в организациях и учреждениях в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда до наивысших пределов.... (6)

В последующие десятилетия партийно-советским руководством страны место и роль товарищеских судов как в системе органов трудовых коллективов, так и в системе профилактики мелких правонарушений и отступлений от норм коммунистической морали по месту жительства постепенно повышались. (7) Концептуальной основой данного процесса явилась Ст. 9 Конституции СССР (1977 г.) о развитии политической системы советского общества и в первую очередь развитии демократии, все более широкого участия граждан в управлении государством, в том числе и в охране правопорядка и воспитании людей. По нашему мнению, анализ компетенции товарищеского суда, регламентированного Положением о товарищеском суде, утвержденным Президиумом Верховного совета РСФСР 1977 года, убедительно об этом подтверждает. (8)

Согласно Положению о товарищеских судах они создавались по решению общего собрания рабочих и служащих, правлениями колхозов, а так же исполнительными комитетами по месту жительства населения. Товарищеские суды избирались открытым голосованием сроком на два года. Избранными в состав суда считались лица, получившие большинство голосов по отношению к остальным кандидатам, но не менее 50%, присутствовавших на собрании. Численный состав суда законодательно не определялся.

Дела в товарищеских судах рассматривались в открытой форме проведения рабочего собрания, т.е. в обстановке свободного обсуждения, нерегдаментированного процессуальной нормой, что позволяло высказать свою оценку поведения лица любому из членов коллектива, присутствующих на заседании. Выступающий мог предложить и меру воздействия к обсуждаемому на собрании.

Подотчетность и подконтрольность товарищеского суда трудовому коллективу и его общественным организациям определялась:

во-первых, тем, что все общественные организации в праве были выдвигать кандидатов в состав товарищеского суда (ст. 4 Положения о товарищеских судах), а на местные профсоюзные комитеты возлагалась обязанность созывать общие собрания для проведения выборов товарищеских судов (ст. 5 Положения), освобождать от обязанностей членов товарищеского суда в случае их увольнения с работы или невозможности выполнять обязанности по состоянию здоровья, либо по иным причинам (ст. 6 Положения);

во-вторых, товарищеский суд информировал (отчитывался) избравший его коллектив о своей деятельности, при этом общее собрание коллектива могло досрочно отозвать члена товарищеского суда, не оправдавшего доверия (ст. 6 Положения);

в-третьих, все общественные организации, общие собрания коллектива вправе были возбудить дело для рассмотрения его в товарищеском суде в отношении рабочего, служащего совершившего дисциплинарный проступок (ст. 10 Положения), а также ходатайствовать перед товарищеским судом о досрочном снятии с привлеченного к нему лица примененной меры воздействия (ст. 21 Положения). При этом подчеркнем, что при квалификации того или иного правонарушения, связанного с нарушением трудовой дисциплины, товарищеские суды руководствовались нормами трудового законодательства, по другим нарушениям (если они не являлись уголовными, административными деяниями) - нормами соответствующих кодексов или других законодательных актов;

в-четвертых, только местные профсоюзные комитеты имели правовые полномочия при рассмотрении жалобы на решение товарищеского суда отменить его и направить материалы в тот же товарищеский суд на новое рассмотрение либо прекратить производство по делу.

Таким образом, можно констатировать, что товарищеский суд, будучи одним из звеньев в системе органов общественности трудовых коллективов, занимал в нем особое место, являлся главным субъектом в борьбе с нарушителями трудовой дисциплины, общественного порядка, моральных норм социалистического общества.

Рассматривая данную проблему ретроспективно можно выделить ряд характерных особенностей:

1. В советский период произошло эволюционное преобразование деятельности этих судов. В первые годы Советской власти они главным образом были одним из субъектов формирования сознательной трудовой и исполнительской дисциплины, и поэтому именовались как дисциплинарные товарищеские суды. В последующие годы социалистического строительства, когда наряду с укреплением трудовой дисциплины, появилась необходимость защиты социалистической собственности от порчи, хищений, разбазаривания они стали рассматривать дела и об этих правонарушениях. (9) К их компетенции было отнесено рассмотрение в этот же период дел о мелкой спекуляции в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года "Об ответственности за мелкую спекуляцию" и от 20 мая 1964 года "О дополнении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 года "Об ответственности за мелкую спекуляцию.", а затем материалов о мелком хулиганстве (10), самогоноварении (11) и другие дела в соответствии УК РСФСР, ТК РСФСР, поступавшие из правоохранительных органов. В условиях провозглашенного и развернутого коммунистического строительства (12) их правомочия еще более расширяются с производственной на социально-бытовую сферу (ЖЭК, домоуправления, уличкомы и т.д.), что полностью соответствовало программным целям КПСС по формированию облика нового советского человека.

2. Если в первых декретах СНК, РСФСР, ВЦИК процедура организации и проведениях заседаний товарищеских судов была в общей форме, то в последующих документах этот вопрос стал четко регламентироваться. Ряд правовых норм судопроизводства получает свое развитие и в нормах Положения о товарищеских судах, в частности, норма о снятии с лица, наказанного судом, общественного взыскания по истечении одного года в случае недопущения повторного нарушения, что корреспондировалось с нормами УПК РСФСР о погашении судимости.

3. Товарищеские суды являлись одним из наиболее действенных средств воспитательно-профилактического воздействия на общественное сознания с целью формирования, как определялось в Программе Коммунистической партии "личности советского человека".

Представляется, что именно поэтому товарищеские суды партийно-советским руководством страны встраивались в действующую правовую систему (в первую очередь в систему народных судов). Им отводилось определенная часть той правовой ниши, которую в настоящее время реализуют мировые суды. При этом, они выполняли не только судебные функции в трудовом коллективе, по месту жительства, но и играли важную идеологическую роль, пропагандируя среди широких масс трудящихся, населения ростки "социалистического образа жизни", коллективизма, правомерного отношения к социалистической собственности, моральные нормы иллюзорного "коммунистического завтра".

Кроме того, анализ исследования деятельности товарищеских судов последних лет Советского периода приводит к однозначному выводу, что организация этих судов полностью соответствовала программным документам КПСС.

Необходимо иметь ввиду, что в научной литературе советского периода постоянно высказывались идеи, конкретные предложения по совершенствованию правовых основ деятельности товарищеских судов, ряд из которых получили законодательное закрепление в последующих правовых актах, а ряд так и не был востребован при корректировки законодательства.

Проблема научной разработки правовых основ деятельности товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава в органах милиции (органах внутренних дел), повышения их роли и места в системе дисциплинарных отношений, совершенствования эффективности методов их работы в советский период освещена в многочисленных монографиях (13), диссертациях (14) и научных статьях. (15) При этом, заметим, что среди всех этих научных публикациях, работ по ретроспективному рассмотрению означенного вопроса практически не имеется.

Впервые правовой институт товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава милиции в систему дисциплинарных отношений вводится Дисциплинарным уставом милиции, объявленным приказом МВД СССР N 269 от 7 июля 1948 года. (16) В отличие от прежнего Дисциплинарного устава милиции (1931 г.) (17) в нем была специальная глава XVI "О судах чести начальствующего состава милиции", которая регламентировала деятельность товарищеских судов (судов чести) не всех категорий личного состава, а только среднего и старшего начальствующего состава.

Проведенные нами исследования показывают, что за основу содержания данной главы были взяты правовые нормы, регламентировавшие деятельность офицерских товарищеских судов чести в Советской Армии и Военно-Морском флоте. Новеллы содержания главы XVI в основном отражали специфику прохождения службы начальствующим составом милиции.

Согласно норме Дисциплинарного устава милиции 1948 г. (п. 102) суды чести создавались для того, чтобы "сохранять достоинство и честь звания начальствующего состава милиции", рассматривать проступки "несовместимые с понятием нравственности". (18)

Как следует из анализа целевых установок судов чести их главным предназначением являлась охрана "чистоты мундира", разбора кляуз, и склок в служебных коллективах, аморальных и безнравственных поступков начальствующего состава, как на службе, так и вне ее. Подчеркнем, что поступки, связанные с прямым нарушением дисциплинарных норм, не являлись предметом обсуждения на заседаниях этих судов.

Полагаем, что и наименование "суды чести" эти органы общественной самодеятельности получили в соответствии с названными целевыми установками.

Представляется, что законодатель (МВД СССР), вводя в текст Дисциплинарного устава специальную главу о деятельности судов чести начальствующего состава милиции, предпринял попытку в первую очередь превратить этот орган не в организационную форму коллективного морального осуждения лица, совершившего аморальный проступок, а в своего рода "меч" в руках руководителя, механизм реализации его дисциплинарных полномочий, с помощью коллективного органа. Именно под этим углом зрения необходимо рассматривать норму п. 119 Дисциплинарного устава, которая предусматривала, что в случае неявки обвиняемого на суд (без уважительной причины) состав суда был вправе вынести заочный приговор.

Заметим, что во-первых, суд чести выносил не решение по делу, а "приговор" (выделено нами - Н.М.), а лицо привлекаемое к ответственности именовалось "обвиняемый". Данные правовые термины явно подчеркивали карательную направленность деятельности суда чести.

Во-вторых, для товарищеских судов (а суды чести с 1958 года стали именоваться товарищескими судами чести) (19) проведение заседания без явки обвиняемого являлось нонсенсом, так как главная цель их судебного разбирательства: индивидуально-психологическое воздействие на личность нарушителя, общая профилактика для остального личного состава.

Суды чести среднего и старшего начальствующего состава ежегодно тайным голосованием избирались во всех Управлениях, отделах, частях и школах милиции при наличии не менее 30 человек среднего и 20 человек старшего начальствующего состава (при малочисленности личного состава могли быть едиными для нескольких подразделений). Их организация и руководство деятельностью возлагалось на первого руководителя подразделения. Из тех подразделений, в которых из-за малочисленности лиц среднего и старшего начальствующего состава суды чести не могли быть избраны, избиралось по одному человеку в состав общего для нескольких подразделений суда, причем этот член суда в обязательном порядке должен был присутствовать при разбирательстве дела сотрудника из своего подразделения. Количественный состав суда нормативно устанавливался 5 или 7 человек, которые из своего состава избирали председателя и заместителя председателя суда.

В деятельности этих судов прослеживается несколько тенденций.

Первая. Жесткая централизация выборной компании. Существовала норма, согласно которой суды ежегодно избирались после принятия Главным управлением милиции МВД СССР нормативного акта о проведении компании выборов состава судов, в соответствии с которым в каждом Управление милиции республики, области, города издавался приказ по этому поводу.

Вторая. Процедура досудебного разбирательства и рассмотрения дел в судах чести по своему содержанию во многом соответствовали нормам уголовно-процессуального законодательства. Так, согласно п. 113 Дисциплинарного устава милиции (1948 г.) до рассмотрения дела в суде обязательным являлось проведение дознания "о предосудительных поступках обвиняемого", которое назначал начальник, в ведении которого находился суд. Причем характерной особенностью этого периода являлось то обстоятельство, что дознание проводил не член суда чести, а любой сотрудник, которого определял названный руководитель. При этом оно проводилось "по правилам, установленных для производства дознания", которое в соответствии с действующим в эти годы законодательством проводилось в отношении лиц причастных к совершению, либо подозреваемых в совершении конкретных правонарушений и регламентировалось нормами УПК РСФСР и других союзных республик. О приверженности МВД СССР к законодательно установленным процессуальным нормам кроме этого свидетельствует анализ п. 116 Дисциплинарного устава, в котором регламентируется порядок отвода членов суда, ознакомления обвиняемого с материалами дела. Так, в случае отказа дознавателя вызвать новых свидетелей, затребовать документы и пр. последний был обязан вынести Постановление по этому вопросу с указанием правовых оснований для отказа, что являлось процессуальной нормой, содержащейся в УПК РСФСР.

Рассмотрение дела в соответствии п. 117 Дисциплинарного устава милиции проходило, как правило, в открытом заседании суда чести, на котором присутствовали лица в звании не ниже обвиняемого.

Анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что суд чести мог проводиться не только в открытом, но и в закрытом судебном заседании, причем на его заседании присутствовало ограниченное количество лиц имеющих более высокое или равное с обвиняемым специальное звание. Состав суда чести после рассмотрения дела в суде имел полномочия принять следующие меры взыскания:

* оправдать обвиняемого;

* сделать ему внушение;

* объявить выговор;

* объявить строгий выговор;

* возбудить ходатайство о снижении в должности (20) или в звании; переводе в другой орган; увольнении из органов милиции.

Следующим этапом развития системы товарищеских судов (судов чести) в органах милиции явилось письмо Начальника Главного управления милиции МВД СССР - комиссара милиции 2 ранга Барсукова от 7 апреля 1957 года Министру внутренних дел СССР, в котором он просит "установить единый порядок создания судов чести старшего и среднего начальствующего состава". (21) На наш взгляд, результатом рассмотрения данного письма явилось издание приказа МВД СССР N 620 от 26 сентября 1958 года с объявлением "Положения о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава", п. 1 которого устанавливал, что "товарищеские суды чести... являются органам общественности", что определяло их правовое положение. Оно, по мысли законодателя МВД СССР не должно было выполнять функции какого то вспомогательного организационного инструмента в руках первого руководителя, а должно было стать коллективным органом общественности подразделения (партийной, комсомольской и профсоюзной организации, других самодеятельных формирований сотрудников: советов отличников, наставников и т.д.), в налаживании в коллективе сотрудников здоровой морально-нравственной атмосферы, формировании взаимной требовательности, сознательной дисциплины и ответственности у каждого сотрудника.

Как и прежде суды рассматривали не дисциплинарные проступки во время исполнения служебных обязанностей, а случаи недостойного поведения сотрудников, роняющие честь или несовместимые с понятием коммунистической нравственности.

Во-первых, вместо четырех судов (суды чести среднего начальствующего и среднего офицерского состава, суды чести старшего начальствующего состава и старшего офицерского состава) создавались единые товарищеские суды чести начальствующего и офицерского состава. Причем, если лицо, обсуждаемое на заседании товарищеского суда, относилось к начальствующему составу, то товарищеский суд руководствовался Положением о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР, (23)а если к офицерскому составу, то Положением о товарищеских судах чести офицерского состава. (24)

Во-вторых, произошло сокращение численности лиц начальствующего состава для избрания товарищеского суда чести среднего начальствующего состава. Теперь он избирался при наличии 30 человек среднего и старшего начальствующего состава (ранее 30 человек среднего начсостава).

В-третьих, в составе товарищеских судов появились как основные, так и запасные члены судов. Запасными членами судов (2 человека) становились лица, получившие меньшее относительно других кандидатов число голосов.

В-четвертых, избранный состав суда объявлялся приказом начальника органа, при котором он был избран.

В-пятых, решен был вопрос об отзыве из состава суда его члена, если он вел себя недостойно. Решение принималось общим собранием начальствующего состава.

В-шестых, досудебная проверка материалов по проступку приводилась по указанию начальника органа не любым сотрудникам, а только членам суда (в звании не ниже привлекаемого).

В-седьмых, товарищеский суд чести получил правовые полномочия как на постановку вопроса перед первым руководителем о рассмотрении в суде проступка лица начальствующего состава, так и о снятии с наказанного (не ранее, чем через год) объявленного взыскания.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что автоматического погашения взыскания по истечению определенного срока (не менее одного года и в случае недопущения повторного проступка) Положение в этот период не предусматривало. Данная норма появилась лишь с принятием Положения о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (1971 г.) (25).

Следующим этапом в развитии системы товарищеских судов в органах внутренних дел явилось принятие Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 марта 1971 г. Положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, объявленного приказом МВД СССР N150 от 30 апреля 1971 г.. (26)

Отметим главную отличительную особенность Положения по сравнению с ранее действовавшими актами: впервые деятельность товарищеских судов в органах внутренних дел(милиции) регламентировалось законодательным а не ведомственным нормативным актом.

Полагаем, что замена ведомственного нормативного акта законодательным обуславливалось тем обстоятельством, что в соответствии с решением законодателя страны (Верховного Совета СССР и его Президиума) система товарищеских судов, построенных по территориально-производственному принципу, уже успешно работала в течении последних десяти лет. В этот же период как в Советской Армии, (27) так и в МВД, деятельность товарищеских судов (судов чести) регламентировалось ведомственными правовыми документами, в которых имелись нормы, входившие в противоречия с республиканскими законодательствами. Ликвидировать это и привести правовые нормы в соответствии с законодательными актами в этой сфере общественной деятельности было призвано Положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Впервые в Положении определяется содержание понятия "товарищеский суд", который признается в качестве "выборного общественного органа". Ранее, в Положении о товарищеских судах чести среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР (1958 г.) товарищеские суды определялись как "органы общественности начальствующего состава", а в Положении о товарищеских судах рядового и младшего начальствующего состава (1959 г.) их определение вообще отсутствовало.

Отметим важную особенность нового положения: оно интегрировало целевые установки товарищеских судов из двух вышеназванных нормативных актов:

* содействовать сознательному соблюдению дисциплины, полного и своевременного выполнения приказов начальников (как в Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава);

* содействовать воспитанию в духе требований морального кодекса строителя коммунизма (ранее в Положении о товарищеских судах чести среднего и старшего начсостава им предписывалось рассматривать проступки "роняющие достоинство и честь", "несовместимые с понятием коммунистической нравственности").

Кроме названного на суды возлагалась задача создавать обстановку нетерпимости к нарушителям дисциплины и антиобщественным поступкам.

Таким образом, в коллективах товарищеские суды должны были выступать в качестве, во-первых, одного из основных общественных институтов по укреплению сознательной служебной дисциплины, во-вторых, в роли активного проводника коммунистической идеологии и охранителя соблюдения норм коммунистического общежития и, в-третьих, субъекта формирования общественного мнения коллектива, направленного на поддержание дисциплины, норм нравственности.

В соответствии с содержанием нового Положения расширялась компетенция товарищеского суда. Он должен был рассматривать на своих заседаниях не только проступки сотрудников, но и совершенные ими правонарушения (выделено нами - Н.М.), то есть отступления от норм закона, за которые законодателем были предусмотрены те или иные санкции. Одновременно расширялась сеть товарищеских судов, так как они создавались в подразделениях с численностью не менее 15 лиц соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего и старшего начсостава. Ранее для выбора суда минимальная численность составляла 30 человек соответствующей должностной категории. К тому же в учебных заведениях МВД СССР среди курсантов и слушателей стали избираться подобные суды.

Законодателем были сохранены ряд норм из прежних нормативных актов, в частности, о выборах единого товарищеского суда для нескольких подразделений в случае недостаточной численности личного состава той или иной должностной категории, о численном составе суда, о возможности выбора в состав суда рядового и младшего начальствующего состава 1-2 лиц среднего или старшего начсостава, а в суды среднего начсостава - лиц старшего начсостава, о ежегодном отчете товарищеского суда перед коллективом подразделения.

В Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (1971 г.), по нашему мнению, законодатели допустили определенную непоследовательность в правовых нормах по избранию кандидатов в состав суда и отзыва из него.

Если избрание проводилось тайным голосованием, то отзыв из состава суда - открытым.

Полагаем, что при объяснении этого необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, можно полагать, что законодатель опасался, что общее собрание лиц рядового и младшего начальствующего состава, среднего, старшего и высшего начсостава, на котором будет рассматриваться этот вопрос, может не согласиться с предложением об отзыве того или иного члена суда и подтвердить свое мнение результатами тайного голосования.

Так как инициатива об отзыве из состава товарищеского суда, как правило, исходила от руководства или политоргана подразделения внутренних дел, подобные результаты голосования могли быть расценены как явное нарушение принципа единоначалия, скрытого выражения несогласия с проводимой руководством органа, подразделения, кадровой политики в нем.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 г. была утверждена новая редакция Положения о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Можно согласиться с Ю.Я. Вольдманом, что эти изменения можно классифицировать на:

1) изменения и дополнения, вызванные принятием Конституции СССР (1977 г.) и направленные на дальнейшее укрепление законности в деятельности органов внутренних дел;

2) изменения и дополнения, направленные на укрепление служебной дисциплины;

3) изменения и дополнения, направленные на усиление гарантий конституационных прав сотрудников органов внутренних дел, как граждан СССР;

4) изменения и дополнения, вызванные изменением структуры органов внутренних дел, появлением новых подразделений и должностей. (28)

Отметим принципиальную особенность этого Положения в отличие от идентичного правового акта 1971 г.: законодатель устанавливает норму, в соответствии с которой состав суда стал избираться открытым голосованием.

Возникает вопрос: почему законодатель отказывается в 1984 г. от более демократичной правовой нормы о тайном способе избрания состава суда в органах внутренних дел?

По нашему мнению, с одной стороны, это обусловливалось тем обстоятельством, что несколько ранее Указами Президиумов Верховных советов союзных республик были приняты Положения о товарищеских судах в трудовых коллективах и по месту жительства, в которых выборы состава суда проводились открытым голосованием. Вероятнее всего законодатель распространил подобную норму и на систему органов внутренних дел. В этой связи отметим весьма характерную особенность товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел. Как ранее отмечалось они были образованы через год (1959 г.) после принятия МВД СССР Положения о товарищеских судах чести начальствующего состава милиции (1958 г.) В нормах Положения, которое регулировало их деятельность, изначально закреплялось открытое голосование при выборе состава суда.

С другой стороны, принятие данной нормы порождало политическую коллизию, т.к. демократическая форма тайного избрания членов суда заменялась менее демократичной - открытым голосованием, что не соответствовало провозглашенной программой КПСС политики по привлечению широких трудящихся масс к управлению социалистическим государством, их активного участия во всех сферах общественной жизни трудового коллектива, построения "общенародного государства".

Необходимо отметить, что положение о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (1984 г.) в значительной степени расширило компетенцию суда.

Так, в соответствии с Положением о товарищеских судах (1971 г.) они рассматривали дела:

а) о проступках, порочащих звание рядового и начальствующего состава и не совместимых с нормами коммунистической морали;

б) о нарушениях лицами рядового и начальствующего состава дисциплины и общественного порядка;

в) о совершенных правонарушениях, которые по закону могли быть переданы на рассмотрение товарищеского суда.

В тексте Положения (1984 г.) наряду с вышеуказанными правовыми основаниями, были добавлены еще три:

о недобросовестном отношении к служебным обязанностям;

о недостойном поведении сотрудников в семье и невыполнении обязанностей по воспитанию детей; об имущественных претензиях сотрудников друг к другу на сумму до 100 руб. и при их согласии на рассмотрение дела в товарищеском суде. Полагаем, что данные правовые новации являлись следствием того обстоятельства, что в этот период на гражданские товарищеские суды законодательно были возложены обязанности рассмотрения дел подобной категории. (29)

Определенные дополнения, уточнения и ряд новаций были внесены в раздел "Порядок рассмотрения дел товарищеским судом". В частности, правовые основания для рассмотрения дела были дополнены новым - "на основании сообщений государственных органов и общественных организаций". Данное дополнение вполне объяснимо, т. к. в соответствии со Ст. 262 Кодекса об административных нарушениях 1976 года сотрудники органов внутренних дел не подвергались административному взысканию, а материалы по фактам нарушений направлялись соответствующими органами и службами по месту службы сотрудника.

Товарищеские суды также рассматривали дела, прекращенные в уголовном порядке и переданные им в соответствии с законом органами внутренних дел, прокуратурой или народным судом. К последним относились впервые совершенные деяния, в отношении которых УК РСФСР либо прямо указывает на возможность передачи в товарищеский суд (ст. 51, ч. 1 УК РСФСР), либо допускает применение вместо уголовного наказания мер общественного воздействия (ст. 51, ч. 1 УК РСФСР). Для разбирательства подобных случаев, а также материалов, присланных из общественных организаций, и вводилась подобная правовая норма.

Были внесены дополнения и в норму регламентирующую механизм проверки поступившего заявления. Теперь, лицо, производящее проверку, было обязано по ее результатам составлять заключение по ней. Срок рассмотрения дела в суде после поступления в него материалов был сокращен с 15 до 10 дней и, тем самым, повышалась оперативность реагирования на проступок сотрудника, когда еще не потеряло своей остроты и значимости данное событие или факт.

Была несколько смягчена формулировка о присутствии на заседании лица, привлекаемого к суду. В Положении (1971 г.) это присутствие было обязательным, т.е. заседание суда нельзя было проводить без него. В Положении (1984 г.) она была сформулирована в следующем виде: "Товарищеский суд рассматривает дело в присутствии привлеченного к суду". Полагаем, в последнем случае еще раз подчеркивается профилактически-воспитательная роль товарищеского суда не только для привлеченного к ответственности, но и для всего личного состава.

Вводилась новая норма (12), которая регламентировала, что состав суда для проведения заседания должен быть нечетным (не менее трех членов), а члены суда привлекались к участию в заседании поочередно.

В значительной степени уточнены права и обязанности лица, привлекаемого к товарищескому суду. Во-первых, оно теперь было "вправе участвовать в исследовании доказательств и заявлять ходатайства".

В прежнем положении (1971 г.) оно подобных прав не имело и могло только "задавать вопросы к свидетелям и потерпевшим". Как видно из анализа правовой нормы эти правовые нормы не идентичны, и содержат разное правовое содержание.

Во-вторых, если в Положении (1971 г.) на виновное лицо товарищеский суд мог возложить "обязанность в определенный срок возместить причиненный им не при исполнении служебных обязанностей (выделено нами - Н.М.) имущественный ущерб в пределах, не превышающих 50 руб. для лиц рядового и младшего начальствующего состава и 100 руб. для лиц среднего и старшего начальствующего состава", то в Положении (1984 г.) виновное лицо обязано было возместить имущественный ущерб вне зависимости, когда произошло событие: во время несения службы, либо вне ее.

Одновременно законодатель убрал норму из Положения (1971 г.)о том, что в случае неисполнения лицом, привлеченным к суду, возмещения имущественного ущерба, возмещение проводилось по приказу соответствующего начальника.

По нашему мнению данная норма не имела под собой правовых оснований, так как решение товарищеского суда - обязательного органа - не являлось для руководителя правовым актом обязательного исполнения, не влекло за собой принятия соответствующего нормативного акта (приказа), ибо в противном случае прямо нарушались нормы трудового Кодекса РСФСР, Положения о службе в ОВД в части обеспечения прав сотрудника на полное денежное довольствие без каких-либо удержаний.

Меры взыскания, налагаемые дисциплинарными судами, не претерпели изменений. Они по мысли Ю.П. Орловского подразделялись на две группы:

1) применяемые товарищеским судом самостоятельно (товарищеское предупреждение, общественное порицание, общественный выговор);

2) суды выступают инициаторами применения к виновному дисциплинарного взыскания (возбуждение ходатайства о лишении нагрудного знака, понижения в должности, снижение в специальном звании на одну ступеньку, об увольнении из органов внутренних дел, отчисления из учебного заведения МВД СССР слушателя или курсанта) (30).

Сравнительно-правовой анализ норм двух Положений о товарищеских судах рядового и начальствующего состава 1971 г. и 1984 г. с Положением о товарищеских судах РСФСР (1977 г.) свидетельствуют, во-первых, о том, что первые два документа утверждены Указом Президиума Верховного Совета СССР, т. е. Являлись законодательными актами союзного значения, в то время как Положение о товарищеских судах РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР, (31) являлось республиканским законодательным актом, т.е. имело меньшую юридическую силу.

По нашему мнению, данная правовая коллизия проистекала ввиду того, что деятельность органов внутренних дел, как правило, регулировалось общесоюзным законодательством, т. к. требования к их работе были едины во всех союзных республиках. Именно поэтому и деятельность товарищеских судов в ее рядах также регламентировалась правовыми актами СССР.

В то же время, организованные по производственно-территориальному признаку гражданские товарищеские суды должны были учитывать национальные, экономические и культурные особенности населения в той или иной союзной республике, что и обусловливало необходимость принятия по данному вопросу республиканского правового акта.

В настоящие время возможность создания судов чести в органах внутренних дел и их компетенция предусмотрены ст. 42 .Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 от 23 декабря 1992 года.

Таким образом, исследование теоретико-правовых основ деятельности товарищеских судов (судов чести) рядового и начальствующего состава позволяет сформулировать ряд выводов:

1. Система, товарищеских судов в СССР, являясь одной из форм прямого непосредственного участия трудящихся (населения) в обеспечении законности, и охраны общественного порядка управлении трудовым коллективом правил социалистического общежития играла важную идеолого - правовую роль в социалистическом государстве, так как формировала общественное сознание трудящихся (населения) в соответствии с нормами и принципами коммунистической нравственности. При этом, играя вспомогательную по отношению к государственным органам роль, товарищеские суды, принимали непосредственное участие при разбирательстве антиобщественных проступков, мелких гражданских споров, используя нормы социалистического права, регламентирующего их деятельность, и тем самым они встраивались в систему социалистического общества как необходимый и обязательный ее элемент.

2. В органах милиции (внутренних дел) система товарищеских судов (судов чести) создается в послевоенный период. В своем развитии эта система прошла несколько этапов. На первоначальном этапе (1948-1959 гг.) суды чести (товарищеские суды чести организовывались в среде среднего и старшего начальствующего состава и предназначались для создания в коллективах подразделений морально-нравственной атмосферы, осуждающей нарушения сотрудниками норм социалистической морали и этики, за присвоенного государством специального звания среднего и старшего начальствующего состава МВД СССР.

Организация товарищеских судов рядового и младшего начальствующего состава в конце 50-х годов не только завершила строительство этой системы в масштабе Министерства внутренних дел СССР, но и изменила главную целевую установку их деятельности - осуждения аморальных проступков норм и социалистического общежития сотрудниками к непосредственному участию в укреплении сознательной служебной дисциплины среди личного состава, формированию ответственности каждого за надлежащее исполнение служебного долга, поддержание "чести мундира".

На заключительном этапе их развития (1971-1991 гг.) произошла существенная корректировка правовых основ их деятельности. Ведомственные правовые акты, регулирующие их деятельность, были заменены на акты высших органов государственной власти, а концептуальное содержание положения о товарищеских судах в органах внутренних дел было приведено в соответствие с законодательным актом Верховного Совета союзной республики, утвердивших Положения о товарищеских судах, созданных в государстве по территориально-производственному принципу.

***

(1) Ямпольская Ц.А. Общественные организации и развитие социалистической государственности. - М.: Юрид. лит., 1965, С. 46-47.

(2) Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2000, С. 623.

(3) Положение о товарищеских судах РСФСР. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1961, N 26, Ст. 371; 1963, N 43, Ст. 750; 1965, N4, Ст. 83; 1977, N12, Ст. 254.

(4) Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. - М.: Юрид. лит., 1969; Пятаков А.В. укрепление трудовой дисциплины (правовые проблемы) - М.: Наука, 1979; Вольдман Е.Н. Рассмотрение товарищескими судами дел о нарушении трудовой дисциплины. - Сов. юстиция, 1969, N3; Косицын Ю. Укрепление трудовой дисциплины и товарищеский суд. - Сов. юстиция, 1970 N11; Товарищеские суды (пособие для слушателей) // А.В. Сахаров, И.Б. Михайловская, В.Г, Малов и др. - 2-е изд. перераб., - М., 1978; Михайловская И.Б. Организация и деятельность товарищеского суда, - М., 1964.; Зданович А, Хвостов А. Именем коллектива. - Минск 1967; Филиппов Е.И.

Комментарий к положению о товарищески судах. - М., 1972; Ушков В.И. Компетенция товарищеских судов при рассмотрении дел о нарушении трудовой дисциплины на предприятиях. - Правоведение, 1963, N4; Юдельсон К.С. Положение о товарищеских судах. - М., : Гос. физиздат, 1962;

(5) Икорский П.И. Организация и деятельность товарищеских судов в первые годы советской власти (1917-1922 гг.): дис... канд. юрид. наук, - М, 1965; Вольдман Е.Н. Товарищеские суды на предприятиях, учреждениях и организациях. : дис... канд. юрид. наук, - М., 1969; Капустинский А.Н. Товарищеские суды в борьбе с правонарушениями: дис... канд. юрид. наук, - Ташкент 1970; Плаксин В.А. Роль товарищеских судов в укреплении трудовой дисциплины: дис... канд. юрид. наук, - М., 1980.

(6) Положение о дисциплинарных и товарищеских судах. Декрет СНК РСФСР от 5 апреля 1921 года. // Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР), 1921. N23-24. Ст. 142

(7) Можно согласиться с мнением В.А. Плаксина, что под "компетенцией товарищеских судов следует понимать совокупность прав и обязанностей, установленных законом и используемых ими с сознанием общественного долга и в целях достижения поставленных перед ними задач" // Плаксин В.А. Роль товарищеских судов в укреплении трудовой дисциплины: дис... канд. юрид. наук - М, 1980, С 34.

(8) Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N12, Ст. 254.

(9) См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1963 года "О Внесении дополнений и изменений в положении о товарищеских судах"; Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 января 1965 года "Об усилении материальной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1963, N 43, Ст. 750; 1965, N4, Ст. 83; Сборник нормативных актов об административной ответственности граждан и должностных лиц. М.: изд. МВД СССР. 1971. С. 205-211.

(10) Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1966, N30, Ст. 595

(11) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма" // Советская Россия, 1972, 20 июня.

(12) Программа Коммунистической Партии Советского Союза - М.: Полит, лит., 1971.

(13) Овсянко Д.М. Воспитательная роль офицерских товарищеских судов чести. - М.: Воениздат, 1962; Орловский Ю.П. Правовое регулирование служебной дисциплины лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. - Минск: ВШ МВД СССР, 1983; Иванов В.А. Роль товарищеских судов в укреплении дисциплины среди личного состава подразделений милиции. - Л.: изд. УВД Леноблгорисполкомов, 1971; Поздняков А.Н. Дисциплина в органах МВД, правовые вопросы ее укрепления. - Л.: изд. ВПУ МВД СССР, 1975.; Гавриленко ДА Понятие, значение и способы укрепления служебной дисциплины в ОВД. - М.: изд. Академия МВД СССР, 1975; Зыбин С.Ф. Аппараты по работе с личным составом в органах внутренних дел (историко-правовой аспект). - СПб.: изд. Санкт-Пербургский юридический институт МВД России, 1996;

(14) Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения: Дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1996.; Лойт Х.Х. Государственная кадровая политика в России и ее реализация в органах внутренних дел (исторический и организационно-правовой аспект): Дисс. ... д-ра. юрид. наук. - СПб., 1998;. Зайченко B.C. Организационно-правовое обеспечение дисциплинарной практике в системе органов внутренних дел: Дисс. канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР. 1988; Зыбин С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности ОВД (историко-правовой и теоретико-правовой анализ): Дисс. ...д-ра. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

(15) Губарев А. И. Тенденции регулировании дисциплинарной ответственности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - В сб: Проблемы теории и практики укрепления социалистической законности. - М.: Академия МВД СССР, 1978; Перфильев В.В. К вопросу о совершенствовании законодательства о служебной дисциплине в органах, внутренних дел на современном этапе. - В сб.: Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. - Киев.: Киевская ВШ МВД СССР, 1985; Фатула А.В. Влияние коллектива органа внутренних дел на укрепление служебной дисциплины. - В сб.: :Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. - Киев.: Киевская ВШ МВД СССР, 1985; Свириденко Д. Суд товарищей, суд коллектива // Политико-воспитательная работа, 1970, N 5.; Оськин В. Деятельности товарищеских судов - пристальное внимание // Политико-воспитательная работа, 1978, N 1(19).; Филиппов Е. Правовые последствия решения товарищеского суда. // Советская юстиция. - 1985. N4; Петренко О. Товарищеские суды в борьбе за укрепление дисциплины и правопорядка. // Советская юстиция, 1985, N22.

(16) См.: Архив Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее архив ГУВД СПб и ЛО.) Ф. 2; Оп. 1; Д. 97, Л. 69-96. .;Сборник нормативных актов о прохождении службы в органах МООП СССР. - Омск.: Омская ВШ милиции МООП СССР, 1968, С. 264-271.

(17) Объявлен Приказом Главного управления РКМ при СНК РСФСР N 40 от 22 июля 1931 года.; Архив ГУВД СПб. и ЛО. Ф. 2, Оп. 1, Д. 9, Л. 28-33; Сборник приказов и циркуляров Главного Управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР, 1931, N4, С. 70-77.

(18) Дисциплинарный устав милиции, - М.: МВД СССР, 1948, С. 37.; Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф.2, Оп. 1, Д. 97, Л. 69; Сборник нормативных актов о прохождении службы в органах МООП СССР - Омск.: Омская ВШ милиции МООП СССР, 1968, С. 264-265.

(19) Архив ГУВД СПб. и Л.О. Ф. 2, Оп. 1, Д. 227, Л. 204-209.

(20) Высказано мнение о законодательном закреплении ограничения снижения в должности рамками одной службы, т.к. по данным ВНИИ МВД СССР перевод с понижением в службу участковых инспекторов сотрудников из других служб, как меры по перевоспитанию нарушителей дисциплины 60 % руководителей считают малоэффективной, тем более подрывающей престижность этой службы // Перфильев В.В. К вопросу о совершенствовании законодательства о служебной дисциплине в органах внутренних дел на современном этапе. - в кн.: "Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел". Сборник научных трудов - Киев.: ВШ МВД СССР, 1975, С. 37-39; Данилов В.А., Епихин В.А. Руководители об особенностях деятельности участковых инспекторов милиции и путях ее совершенствования. - Вестник МВД СССР, 1982, N 25, С. 76

(21) Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9415. Оп. 1.Д. 16. Л. 132.

(22) Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2, Оп. 1, Д. 227, Л. 204-209.

(23) См.: Приложение к Приказу МВД СССР N620 от 26 сентября 1958 года.

(24) См.: Приложение к Приказу МВД СССР N 153 от 24 января 1957 года.

(25) Архив ГУВД СПб и ЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 391. Л. 115-142. :Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, Ташкентская ВШ МВД СССР., 1975. С. 75-84.

(26) Архив ГУВД СПб и Л. О. Ф. 2. Оп. 1. Д. 391, Л. 115-142.: Сборник основных нормативных актов по административной деятельности милиции. Ташкент, Ташкентская ВШ МВД СССР., 1975. С. 75-84;

(27) Дисциплинарный устав Вооруженных Сил СССР был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР 1975 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1975, N 33, Ст. 495.

(28) Вольдман Ю.В. О новом дисциплинарном уставе органов внутренних дел (сравнительное исследование). В сб. научных трудов: Правовые аспекты укрепления дисциплины в органах внутренних дел. - Киев: ВШ МВД ССР, 1985, С. 44.

(29) П. 1, 8, 13 Ст. 7 Положения о товарищеских судах РСФСР. - М.: Юридическая литература, 1989, С. 19-21.

(30) Орловский Ю.П. Правовое регулирование служебной дисциплиной лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - М.: ВШ МВД СССР, 1983, С. 26.

(31) Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1977, N 12, Ст. 254; 1982, N 49, Ст. 1822; 1985, N 40, Ст. 1401; 1987, N 14, Ст. 45У.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум