ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОМУ БАНКРОТСТВУКузнецов А.П., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии (института); Краснов Д.Г., председатель Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Научное осмысление проблем государственной политики противодействия криминальному банкротству в современный период необходимо проводить с учетом закрепления в Конституции РФ положения о том, что Россия является демократическим правовым государством. В этих условиях особое значение приобретает новое сущностное понимание принципов права. Последние положены в основу большинства действующих государственных институтов, нормативно-правовых актов. Они являются основой для реализации государственной политики противодействия преступному банкротству. Поэтому представляет важный научный интерес исследование принципов права в плане повышения роли всей правовой системы, совершенствования внутригосударственных механизмов реализации политики противодействия криминальному банкротству. Принципы права - основополагающие идеи, начала, выражающие его сущность, назначение в обществе, на базе которых они возникают, развиваются и функционируют. Одновременно "принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя" (1). Принципы, являясь научной абстракцией высокой степени, оказывают не только прямое воздействие на общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования, но и опосредованное, когда определяют применение конкретных норм, дополняя содержание их гипотез (2). Принципы права играют роль ориентиров в формировании права. Появившаяся правовая идея нередко формируется в виде правового принципа, влияющего на развитие права. В дальнейшем, поскольку принцип именно правовой, то есть своеобразный ориентир в сфере действия права, он претворяется в нормы права и соответствующие им отношения. Принципы права нередко получают прямое закрепление в нормах права. После такого закрепления они становятся нормами-принципами и получили наименование правовых аксиом (3). Показательны в этой связи ст. ст. 3 - 7 УК РФ, закрепляющие принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма. Таким образом, принципы права - это основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. В теории права считается общепринятым деление принципов права на общие (общеправовые), межотраслевые, отраслевые, а также свойственные правовым институтам. Под общеправовыми принципами понимаются руководящие положения права, исходные направления, основные начала, определяющие сущность всей системы права, наиболее важные его особенности и черты (4). Межотраслевые принципы охватывают собой ряд отраслей права. Преимущественно это смежные, весьма близко соприкасающиеся между собой отрасли права. На межотраслевые принципы полностью распространяются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику. Отраслевые принципы характерны для конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится также на основе своих собственных, присущих только ей правовых принципов. Вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отдельные отрасли, но и вся система права (5). Ученые практически единодушны в выводе о том, что общие принципы распространяются на всю систему права, существенно влияют на ее характер. Рассмотрим некоторые общеправовые принципы применительно к рассматриваемой теме исследования. Принцип законности можно определить как руководство идеями, идеалами, рассмотрение их в качестве критериев поступков в сфере отношений, урегулированных правом. Принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов рассматривается в юридической литературе как всеобъемлющий. Ст. 15 Конституции РФ обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию РФ. В данном случае необходимо не только соблюдать конституционные нормы, но и надлежащим образом их использовать. Реализацию принципа законности необходимо рассматривать как обязательное, неуклонное исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, а также юридическими лицами. Принцип законности закреплен в УК РФ и может быть рассмотрен в нескольких аспектах. Во-первых, он соответствует положению Всеобщей декларации прав человека о том, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом; во-вторых, он выражается в том, что "преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 3)", а также в том, что только действующий уголовный закон определяет, какие деяния (действия или бездействия) признаются преступлениями и какие наказания подлежат применению за их совершение. Наказуемость (пенализация) деяния и его преступность (криминализация) определяются исключительно уголовным законом. Принцип законности трансформируется и в других нормах и институтах, закрепленных как в Общей, так и в Особенной частях УК РФ. Например, в ст. 8 УК РФ, которая гласит, что "основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Кодексом", ст. 14 УК РФ формулирует понятие преступления как "виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Кодексом под угрозой наказания" и т. д. В ч. 2 ст. 3 УК РФ закреплено и другое важное положение: "применение уголовного закона по аналогии не допускается". Вместе с тем, необходимо учитывать и следующие проблемы. Представляется, не способствует реализации рассматриваемого принципа наличие в действующем уголовном законе большого количества норм с бланкетными диспозициями. Такие нормы отсылают к различным подзаконным нормативным актам, инструкциям, положениям, исходящих от исполнительных органов, что противоречит принципу законности. Так, для установления признаков объективной стороны преступлений сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) необходимо обращаться к многочисленным подзаконным нормативным актам, регулирующим отношения в различных отраслях права (гражданском, административном, финансовом, налоговом, земельном и др.). При этом для установления признаков объективной стороны преступлений, связанных с банкротством, необходимо руководствоваться достаточно большим количеством нормативных актов в сфере гражданского законодательства, в т.ч. законодательства о банкротстве, а также налогового, финансового законодательства, что в некоторых случаях усложняет уголовно-правовую квалификацию данных преступлений и создает объективные препятствия для эффективного противодействия криминальному банкротству. Принцип справедливости. Справедливость представляет собой категорию морально-правового сознания, абстрактное выражение того, что должно делаться в соответствии с правом. Справедливость как сложное явление может выражаться в различных формах. Применительно к реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству оно означает соответствие воздаяния каждому за его поступки в виде наступления тех или иных последствий, предопределенных характером и тяжестью содеянного. Согласно ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В данном случае справедливость как принцип российской уголовной политики необходимо понимать как: 1) справедливую криминализацию деяния; 2) определение справедливого наказания в законе; 3) назначение справедливого наказания конкретному лицу за преступление (6). С позиции справедливости принципиально значимо следующее положение ст. 6 УК РФ о том, что никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Приведенное положение воспроизводит норму Конституции РФ, содержащуюся в ст. 50, никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. Важное значение приобретает не только законодательное закрепление указанного принципа, но и его реальное исполнение. "Принцип справедливости означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного" (7). Принцип равноправия. Применительно к реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству данный принцип имеет в виду равенство всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, принадлежности к структурам государственной власти и т.д. Суть состоит в полном и последовательном выражении в законодательстве, а также в последовательном исполнении в повседневной жизни. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ указано, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В данном случае речь идет именно об общегражданских правах и свободах, а не о специальных, которые определяются должностным, выборным и иными положениями. В этой связи очевидна актуальность вопроса о реальном воплощении общегражданских прав и свобод в современной России. Этот принцип находит отчетливое проявление в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения. Поэтому в ст. 4 УК РФ указано, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Очевидно, положение данного принципа характеризуется специфическим правовым содержанием. Принцип равенства граждан перед законом в области осуществления государственной политики противодействия криминальному банкротству распространяется на привлечение лица к уголовной ответственности, установление одинаковых требований, относящихся к вынесению приговора, общих оснований для освобождения от уголовной ответственности и наказания, одинаковых условий погашения уголовно-правовых последствий - судимостей. Особенность реализации данного принципа заключается в том, что закрепленные в законе основные требования должны исключить всякую возможность уклониться от уголовной ответственности или существенно смягчить ее. Принцип гуманизма. Гуманизм (homo - человек) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Принцип гуманизма получил закрепление в ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В сфере государственной политики противодействия криминальному банкротству принцип гуманизма проявляется в закреплении посредством законов отношений между обществом, государством и человеком, между членами общества на основе уважения и внимания к достоинству личности, создания условий, необходимых для нормального существования членов общества. Из этого следует, что идея гуманизма должна "преломляться" в законодательной, правоприменительной и правоохранительной деятельности. В соответствии со ст. 7 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Весьма важно, что законодательное закрепление в уголовном законе регламентации по обеспечению безопасности человека и обеспечение экономической безопасности является одним из элементов принципа гуманизма. При формулировании принципа гуманизма в сфере уголовно-правовых отношений в процессе реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству законодатель, на наш взгляд, исходит из двух самостоятельных положений. Во-первых, гуманизм уголовного законодательства должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми средствами неприкосновенности личности, человека, собственности, прав и свобод гражданина от преступных посягательств. Во-вторых, гуманизм распространяется и на лиц, признанных виновными в совершении преступления. В данном случае гуманизм проявляется в запрещении жестоких, мучительных, позорящих и унижающих человеческое достоинство наказаний. Представляется, что принцип гуманизма в уголовном праве проявляется в законодательном закреплении в уголовном законе специальных правовых институтов. Имеются в виду институты освобождения от уголовной ответственности и от наказания, амнистий и помилования и т. д. Принцип демократизма означает, прежде всего, широкое участие граждан и их объединений в реализации задач противодействия преступности, в частности преступному банкротству. В укреплении правовых основ государственной и общественной жизни необходимы как прямое участие граждан и их объединений, так и их воздействие на деятельность государственных органов с помощью гласности и максимально возможной открытости данной деятельности, постоянного учета общественного мнения, развития гражданского и общественного контроля. Как отмечает С.С. Босхолов "государство определяет основные направления борьбы с преступностью. Однако его усилия могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности" (8). Принцип научности применительно к государственной политики противодействия преступности заключается в том, что при разработке направлений противодействия необходимо исходить из объективных закономерностей, фактического положения дел и реальных возможностей, обеспечивающих достижение максимально возможных результатов противодействия преступности. Отнесение законодателем тех или иных деяний к кругу преступного и уголовно-наказуемого влияет на колебания уровня преступности. В тех случаях, когда без достаточного научного обоснования криминализируются те или иные формы противоправного поведения, отвлекаются людские и материальные резервы, а, значит, снижается эффективность противодействия преступности в целом. Так, например, введение ответственности за фиктивное банкротство не является обоснованным в виду отсутствия общественной опасности данного деяния, однако преступные деяния арбитражных управляющих остаются до сих пор не криминализированы, что, безусловно, снижает эффективность противодействия преступлениям, связанным с банкротством. Вышеизложенные принципы действуют во всех без исключения отраслях права и в этой связи относятся к общеправовым. Межотраслевые правовые принципы свойственны не всем отраслям права, а двум или более отраслям права, близко соприкасающимся между собой (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). К рассматриваемым принципам относятся: принцип состязательности, принцип материальной ответственности, принцип диспозитивности (возможность в гражданском и уголовном процессе распоряжаться процессуальными средствами защиты) и др. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей межотраслевые принципы отличаются своей спецификой. Отраслевые принципы права распространяют свое действие на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, семейное, трудовое, налоговое право и др. Наука уголовного права традиционно выделяет и другие принципы. Среди них особенное значение имеет принцип неотвратимости ответственности. Данный принцип означает, что всякое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам уголовно-правового воздействия, предусмотренным уголовным законом. Основой данного принципа является то, что неотвратимость ответственности есть один из лучших способов оказания предупредительного воздействия уголовного закона и его применения. По образному выражению Чезаре Беккариа, "одно из самых действенных средств, сдерживающих преступление, заключается не в жесткости наказания, а в его неизбежности ... Уверенность в неизбежности, хотя бы и умеренного наказания, произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим более жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность" (9). Таким образом, принципы права служат основным ориентиром как для правотворческой, так и правоприменительной деятельности государственных органов при реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству. Принципы права представляют собой общетеоретические ориентиры реализации права как нормативно закрепленной справедливости. Известно, что право обеспечивает юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества, оно существует для ограничения произвола, правонарушений, для обеспечения власти закона, для правопорядка. Подчинение членов общества требованиям права будет безболезненным при условии реализации принципов права в повседневной действительности, в том числе и в процессе реализации государственной политики противодействия преступному банкротству. Как видно, правовые принципы имеют прямое отношение к реализации государственной политики противодействия криминальному банкротству. Они должны предопределять действие соответствующих внутригосударственных (правоохранительных и других) механизмов. Правовые принципы должны занимать ведущее место не только в теории, но и в правоприменительной практике государственных органов, являться основой государственной политики противодействия криминальному банкротству. *** 1 Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. М., 1997. С. 237. 2 Матюхин А.А. Нормативные условия осуществления права развитого социализма. Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. С. 35-44. 3 Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. М., 1997. С. 240. 4 Марченко М.Н. Понятие и основные признаки права // Теория государства и права. М., 1996. С. 298. 5 Там же. С. 299. 6 См.: Кудрявцев В.Н. О принципах советского уголовного права / В.Н. Кудрявцев, С.Г. Келина / / Проблемы советской уголовной политики. Владивосток, 1985. С. 10. 7 Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая часть/ Под. ред. Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева. М., 1996. С. 5. 8 Босхолов С.С. Указ. раб. С. 33. 9 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 246.
|