2.7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Свод законов

2.7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2003 году, с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»,(1 ) реформа местного самоуправления перешла на новый виток. В этой связи по-новому актуальными и значимыми являются вопросы правового статуса муниципальных образований.

Федеральный закон 2003 г. муниципальным образованием считает городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ и внутригородскую территорию города федерального значения (ч. 1 ст. 2). Здесь мы кратко остановимся на характеристиках таких значимых - и по территории, и по выполняемым функциям в системе местного самоуправления - муниципальных образований, какими являются муниципальные районы.

Муниципальным районом, согласно Федеральному закону 2003 г., являются несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2).

Правовой статус муниципальных районов еще не разработан в юридической литературе. Само понятие «статус» в Федеральном законе 2003 г. упоминается довольно часто, например, в п. 8 ч. 1 ст. 11 применительно к сельскому поселению, в п. 10 ч. 1 этой же статьи применительно к городу (поселку), являющемуся административным центром муниципального района, в ч. 1 ст. 13 применительно к преобразованию муниципальных образований, и в других статьях, однако, что понимать под данным термином, не ясно. Таким образом, проблема правового статуса муниципальных образований и муниципальных районов представляет большой научно-теоретический и практический интерес.

О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев на основании положений Федерального закона 2003 г. формулируют следующее определение муниципального образования: населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Обязательными признаками каждого муниципального образования, по мнению указанных ученых, являются: а) наличие собственной территории, границы которой установлены законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона 2003 г.; б) наличие собственной компетенции, которую определяют законодательно установленные вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления; в) наличие собственной экономической основы, которую составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований; г) наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления; д) наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов, составляющих в совокупности систему муниципальных правовых актов муниципального образования (они принимаются населением непосредственно и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления); е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.(2 )

Следует отметить, что Федеральный закон о местном самоуправлении 1995 г. содержал более развернутое определение муниципального образования: это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные (представительные) органы (ч. 1 ст. I).(3 ) Указанные признаки самоуправляющейся единицы можно отнести к элементам ее правового статуса.

В диссертации В.И. Михайлова «Проблемы правового регулирования территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации» приводится следующая общая структура публично-правового статуса муниципального образования: территориальное единство, состав территории, границы, наличие публичной муниципальной власти, собственные предметы ведения, наличие устава муниципального образования, право издавать собственные нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования всеми гражданами, предприятиями и учреждениями, символика, гарантии (политические, экономические, юридические).(4 )

Существует мнение о том, что в характеристике статуса муниципального образования должны выделяться публично-правовой и частно-правовой аспекты.

В первую группу (публично-правой элемент статуса) в юридической литературе предлагается включать три компонента: статический, функциональный и юрисдикционный. Статический компонент отражает положение муниципального образования как субъекта публичного права. В эту группу входят: официальное наименование, символика, территория, границы и организационно-правовая форма (вид) муниципального образования, система органов местного самоуправления и порядок их формирования. К функциональному компоненту относятся: предметы ведения, полномочия органов местного самоуправления, систему нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам местного значения. Юрисдикционный компонент составляют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

Частно-правовой элемент статуса муниципального образования предлагается делить на статический и динамический компоненты. В статический компонент входят: имущество, находящееся в муниципальной собственности, а также имущественные права муниципального образования. Динамический компонент характеризуют правовые возможности органов местного самоуправления распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также совершать иные юридически значимые действия.

Таким образом, под статусом муниципального образования предлагается понимать законодательно закрепленную систему структурообразующих элементов, позволяющих определять правовое положение муниципального образования, предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления, имущество, находящееся в муниципальной собственности и используемое для решения вопросов местного значения, а также ответственность лиц и органов, осуществляющих местное самоуправление.(5 )

С.Г. Соловьев также концентрирует внимание на двух ипостасях муниципального образования: с одной стороны, оно выступает как субъект публично-правовых правоотношений, обладающий властными полномочиями, с другой - в имущественном обороте оно выступает как обычный участник гражданских правоотношений, на равных началах с другими участниками этих отношений.

Анализируя правовые характеристики муниципального образования, закрепленные в соответствующем правовом институте и определяющие его публично-правовой статус, ученый выделяет следующие юридические признаки: территория муниципального образования; осуществление местного самоуправления; компетенция как нормативно определенный комплекс властно-правовых полномочий муниципального образования; право муниципального образования издавать правовые акты, регулирующие поведение различных участников местных общественных отношений; муниципальное образование - публично-правовой субъект, нормативно и организационно регулирующий деятельность местных жителей и различных хозяйствующих субъектов, функционирующих на его территории.

В качестве признаков, характеризующих муниципальное образование как субъекта частноправовых отношений, С.Г. Соловьев указывает: наделение муниципального образования совокупностью источников финансовых средств, формирующих доходную часть бюджета; закрепленное за муниципальным образованием на праве собственности обособленное имущество, расчетный и иные счета в банках; специфическая форма учет объектов муниципальной собственности; устав, в котором закрепляется его индивидуализированное наименование, указывается организационно-правовая форма, собственник имущества, характер деятельности и другие сведения, предусмотренные законодательством; возможности муниципального образования от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах; печать муниципального образования с его полным наименованием, штампы, бланки, эмблемы и другие реквизиты, регистрируемые (присваиваемые) в порядке, установленном действующим законодательством; муниципальное образование отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом.(6 )

Учитывая изложенное, под правовым статусом муниципального образования следует понимать его правовое положение в различных общественных отношениях. Правовой статус муниципального района произволен от общего статуса муниципального образования.

Основными элементами правового статуса муниципального образования (муниципального района) можно признать:

1) территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Территория и границы являются важнейшими признаками любого муниципального образования;

2) собственную, а также делегированную компетенцию муниципальных образований (районов);

3) экономическую основу осуществления полномочий местного самоуправления в муниципальных районах;

4) органы районного самоуправления, подлежащие конституционно-правовой ответственности в случае ненадлежащего осуществления своих полномочий;

5) система муниципальных правовых актов, во главе которой находится устав муниципального района;

6) официальная символика муниципальных образований (герб, гимн и проч.);

7) гарантии районного самоуправления.

***

1. См.: РГ. 2003. 8 октября.

2. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 301-302.

3ж См.: Российская газета. 1995.1 сентября.

4ж См.: Михайлов В.И. Проблемы правового регулирования территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Дисс... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 41-42.

5. Вяткин Д.Ф. Правовые проблемы определения статуса и компетенции муниципальных образований и органов местного самоуправления. Дисс... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 21-24.

6. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 133-173.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум