Единый социальный налог - Свод законов

Единый социальный налог

Уточняем обязательства по ЕСН и страховым взносам на ОПС (особенности налогообложения ЕСН организаций, утративших право на применение специальных налоговых режимов)

При уточнении налоговых обязательств налогоплательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц и утратившими право на применение специальных налоговых режимов, следует восстановить всю налоговую базу по ЕСН за периоды, за которые при таких обстоятельствах возникает обязанность по уплате ЕСН.

Это значит, что в первую очередь необходимо в соответствии с п. 4 ст. 243 (далее - НК РФ) в целях исчисления сумм ЕСН восстановить учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее- страховые взносы на ОПС), относящихся к таким выплатам, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Приказом МНС России от 27.07.04 N САЭ-3-05/443 утверждены формы индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) (далее - Индивидуальные карточки) для учета таких сумм, которые рекомендовано применять налогоплательщикам в практической работе. Кроме того, рекомендованы Сводные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета) (далее - Сводная карточка).

В связи с тем, что Налоговым кодексом РФ установлена норма, обязывающая налогоплательщиков в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца производить исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам на ОПС, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового (для страховых взносов - расчетного) периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки ЕСН и тарифа страховых взносов на ОПС, то такая форма должна заполняться налогоплательщиком ежемесячно по каждому месяцу и в целом нарастающим итогом с начала года.

Только после этого, используя данную информацию, налогоплательщик может приступить к заполнению отчетности по ЕСН.

Отдельные случаи, когда налогоплательщику потребуется исчислять ЕСН

1. Если налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, утрачивает право на ее применение в течение налогового периода, то, согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ, он считается перешедшим на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором было допущено превышение дохода 15 млн рублей или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов 100 млн рублей. Например, если налогоплательщик утратил такое право 25 февраля, то в налоговый орган он должен представить отчетность по ЕСН за I квартал по исчисленным суммам ЕСН за январь, февраль и март.

Налоговая база за I квартал текущего налогового периода по ЕСН определяется в общеустановленном порядке.

Уплата ЕСН производится за январь и февраль не позднее 15 марта, за март - 15 апреля текущего года. При этом, согласно положениям п. 4 ст. 346.13 НК РФ, пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН в течение того квартала, в котором он перешел на общий режим налогообложения, налоговым органом не начисляются.

При заполнении таким налогоплательщиком отчетности по страховым взносам на ОПС следует знать, что в данном случае не подлежат заполнению показатели, относящиеся к сферам деятельности, облагаемым по специальному налоговому режиму, так как налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с января месяца.

Если налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, например, во втором квартале года, то до окончания расчетного периода он будет числиться в целях исчисления страховых взносов на ОПС плательщиком, применяющим смешанные (общий и специальный) налоговые режимы.

При этом показатели периодов, когда такой налогоплательщик имел право на применение специальных налоговых режимов, отражаются в отчетности по страховым взносам на ОПС в строках и графах нарастающим итогом с начала года и до окончания расчетного периода.

2. Если налогоплательщик, применявший специальный (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД) и общий налоговые режимы, в течение налогового периода прекращает осуществлять виды деятельности, переведенные на ЕНВД, то при этом особенностей в исчислении и уплате ЕСН в отношении видов деятельности, облагаемых по общему налоговому режиму, не возникает.

Однако до окончания расчетного периода он также будет числиться в целях исчисления страховых взносов на ОПС плательщиком, применяющим смешанные налоговые режимы, и должен заполнять соответствующие строки и графы нарастающим итогом с начала года для страхователей, применяющих специальный налоговый режим.

В них он должен повторять суммы, соответствующие периодам, когда он осуществлял виды деятельности, облагаемые ЕНВД.

3. Налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога (далее - налогоплательщик ЕСХ) следует иметь в виду, что если по итогам истекшего налогового периода доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной им рыбы, составила менее 70 процентов, то он обязан представить декларацию по ЕСН в целом за налоговый период.

Уплата исчисленных сумм ЕСН должна быть произведена до 1 февраля года, следующего за истекшим календарным годом.

Если уплата ЕСН произведена в более поздние сроки, то на суммы ЕСН начисляются пени, начиная с 1 февраля, в общеустановленном порядке.

При этом в таких случаях в целях правильного исчисления ЕСН при заполнении отчетности по ЕСН целесообразно сопоставить показатели этой отчетности с показателями отчетности по страховым взносам на ОПС, например, в части налоговой базы (базы) для начисления данных платежей, сумм налогового вычета и начисленных сумм страховых взносов на ОПС.

Если отсутствуют особенности при исчислении ЕСН (в случаях, когда налоговая база по ЕСН и база по страховым взносам на ОПС равны), то, используя уже имеющуюся информацию по страховым взносам на ОПС, такому налогоплательщику значительно легче подготовить отчетность по ЕСН.

Уточнение в отчетности по ЕСН расходов на государственное социальное страхование

При уточнении в отчетности по ЕСН сумм произведенных расходов на цели государственного социального страхования работников, на которые уменьшается доля ЕСН, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), сначала необходимо сверить их с показателями, содержащимися в разделе 1 формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - форма 4-ФСС РФ). Это наиболее правильный путь, поскольку, как правило, ФСС РФ на этапе приемки данной формы тщательно проверяет суммы, отраженные в ней. И на этом этапе, в случае неправильного их отражения, ФСС РФ не принимает на расходы такие суммы.

Примечание. До 2004 года действовала форма 4-ФСС РФ, утвержденная-постановлением ФСС РФ от 29.10.02 N 113. В 2004 году - форма 4-ФСС РФ, утвержденная постановлением ФСС РФ от 01.12.03 N 130. С 2005 года при камеральной налоговой проверке показатели отчетности по ЕСН следует сравнивать с суммами, отраженными в форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.04 N 111.

В случае корректировки отчетности по ЕСН в части указанных сумм должна быть откорректирована данная отчетность по формам, действующим в конкретном отчетном периоде. Следует убедиться, соответствует ли сумма расходов на цели государственного социального страхования, отраженная в отчетности по ЕСН, величине таких расходов, отраженных в форме 4-ФСС РФ.

Например, по отчетности за 2005 год:

строки 0700-0740 в графе 4 расчета (в графе 5 - декларации) по ЕСН равны соответствующим показателям строки 15 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС;

строки 0800-0840 в графе 4 расчета (в графе 5 - декларации) по ЕСН равны соответствующим показателям строки 6 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС.

Если налогоплательщики осуществляют расходы на цели государственного социального страхования в отношении работников, занятых в течение отчетных (налогового) периодов одновременно на выполнении работ по видам деятельности, облагаемым по общему и специальному налоговым режимам, то по строкам 0700-0740 в соответствующей графе расчета (декларации) по ЕСН:

- расходы, расчет которых зависит от суммы заработной платы работника (на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми - инвалидами и т.п.), учитываются в сумме, исчисленной по удельному весу выручки, полученной от деятельности, облагаемой по общему налоговому режиму, в общей сумме выручки, полученной налогоплательщиком от всех видов деятельности;

- расходы, размер которых не зависит от суммы заработной платы работника (на выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оздоровление детей и т.п.), учитываются при исчислении ЕСН в полной сумме.

По строкам 0700-0740 расчета (декларации) по ЕСН не должна отражаться сумма пособия за первые два дня временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), так как Федеральным законом от 29.12.04 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" оплата их установлена за счет средств работодателя, но не ФСС РФ.

При этом оплата первых двух дней временной нетрудоспособности относится к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на основании ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению ЕСН, а также страховыми взносами на ОПС (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Если в каком-либо отчетном периоде органами ФСС РФ не были приняты к зачету расходы на цели государственного социального страхования, то отчетность по ЕСН должна быть скорректирована с учетом данного обстоятельства.

Исполнительным органом ФСС РФ сумма расходов, не принятых к зачету, отражается налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 раздела I формы 4-ФСС РФ.

В этом случае в отчетности по ЕСН должны отражаться расходы на цели государственного социального страхования по сумме, равные разнице значений строк 15 и 5 по графе 3 таблицы 2 раздела 1 формы 4-ФСС.

При несоблюдении данного соотношения налогоплательщиком будут неправильно отражены такие суммы в отчетности по ЕСН.

Соблюдая перечисленные особенности исчисления ЕСН и, в случае обнаружения ошибок, своевременно представляя в налоговые органы корректирующую отчетность по ЕСН с уточненными в ней данными, налогоплательщик может максимально снизить вероятность доначисления налоговыми органами сумм ЕСН при проведении налоговых проверок.

В равной степени это же относится и к страховым взносам на ОПС.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум