6.13. О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ УГРОЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - Свод законов

6.13. О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ УГРОЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При определении категории "транспортная безопасность" (1) необходимо учитывать основные виды угроз транспортной безопасности. (2) Четкое определение понятия "угроза" в теории и практике сферы обеспечения безопасности до сих пор отсутствует, что не редко приводит к его неоднозначному толкованию.

Термин "угроза" имеет широкую семантическую шкалу, то есть его смысл меняется в зависимости от контекста его применения, что и является источником семантических трудностей в теории и практике обеспечения безопасности. Так, все известные нам толковые словари русского языка определяют угрозу как "высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред обществу или личным интересам с целью устрашения или принуждения к каким - либо действиям". (3) Безусловно, такое понимание термина "угроза" может использоваться и в сфере обеспечения безопасности, однако в этом смысле данный термин употребляется крайне редко и может быть обозначен как "прямая угроза".

Любая система обеспечения безопасности строится для предотвращения потенциальной опасности, когда "прямая угроза" отсутствует. Эта потенциальная опасность и определяется термином "угроза". Угроза определяется существованием или появлением источника потенциальной опасности. Например, источником террористической опасности является криминальная деятельность отдельных людей, террористических или преступных групп и сообществ, порождающих "террористическую угрозу".

Угроза землетрясений определяется их источником - уровнем сейсмической активности данного региона и может быть определена как "постоянная природная угроза".

Это же относится и к техногенным источникам опасности. Например, практически любое транспортное средство является потенциальным источником опасности, (4) поскольку его функционирование представляет собой постоянную потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, которая может быть определена как "постоянная техногенная угроза".

По локализации источники угрозы транспортной безопасности можно условно сгруппировать в две группы:

I группа - внутренние угрозы транспортной безопасности (формируются в пределах транспортной отрасли - преимущественно технического, экологического, террористического, информационного характера, а также, и в особенности, в связи с человеческим фактором в системе "человек-машина-среда");

II группа - внешние угрозы транспортной безопасности (экономическая и национальная безопасность России в глобализирующихся мировом экономическом и геополитическом пространствах).

По состоянию на начало XXI века для Российской Федерации приоритетное значение имеют внутренние угрозы транспортной безопасности (I группа).

По характеру источников их возникновения среди угроз транспортной безопасности выделяются:

- угрозы технико-технологического характера (высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа и не законопослушность, недисциплинированность человеческого фактора в системе "человек-машина-среда");

- угрозы социального характера (низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, недобросовестная конкуренция и т.п.);

- угрозы природного характера (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.).

По причине технических неисправностей и неполадок происходит до 64% различных инцидентов и катастроф. Из-за природных стихий и катаклизмов случается около 32% происшествий на транспорте. А человеческий фактор транспортной безопасности - в общем объеме угроз составляет лишь 4%. (5)

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. На сегодняшний день только номенклатура перевозимых по железной дороге опасных грузов превышает 4 тыс. наименований. Значительную часть из них составляют нефтепродукты, сжатые и сжиженные газы, органические перекиси и пестициды, иные химические вещества и их смеси.

Вопросы укрепления транспортной безопасности в последние годы вошли во всем мире в число самых актуальных проблем. Транспортные коммуникации всегда были и будут зоной повышенного риска.

Значение укрепления транспортной безопасности трудно переоценить и для Российской Федерации. Это обусловлено и особой ролью транспортного комплекса и степени его надежности в процессе обеспечения национальных интересов Российской Федерации.

Одной из основных преград в области обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта является отсутствие сбалансированной нормативной правовой базы, призванной в системном и непротиворечивом виде регламентировать все стороны и аспекты процесса обеспечения транспортной безопасности.

Данное положение не только не препятствует надлежащему осуществлению функций контроля и надзора, но и оставляет нерегулируемой отдельные сферы деятельности железнодорожного транспорта, оказывающие прямое влияние на состояние транспортной безопасности.

Политика обеспечения транспортной безопасности России должна основываться на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Вопросы транспортной безопасности в основном регулируются федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". (6)

В ст. 2 данного Закона целью обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

При этом защита транспортной сферы от актов незаконного вмешательства - лишь часть (хотя и очень значительная и крайне актуальная) проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом. Другой ее составной частью является деятельность, направленная на недопущение разного рода чрезвычайных происшествий, порождаемых состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), а также нарушением правил их эксплуатации.

Сегодня мы говорим о существенном износе основных средств ОАО "РЖД". В целом по сети в 2006 г. он составил 58,6% в том числе по локомотивному хозяйству до 80%, до 2010 г. должно быть списано более 240 тыс. грузовых вагонов. Существенно изношены СЦБ, тяговые подстанции, опоры контактной сети; 40 тыс.км путей 1 и 2 группы имеют просрочку в текущем и капитальном ремонте. Рост браков за 2006 г. составил 7%. Есть случаи использования не сертифицированной продукции, запасных частей. (7)

В ОАО "РЖД" продолжается эксплуатация более 600 локомотивов, 500 составов электро- и дизель поездов, более 20% специализированных цистерн для перевозки опасных грузов, выработавших установленные сроки службы. Повсеместно выявляются случаи эксплуатации подвижного состава с существенными перепробегами между плановыми видами ремонта, в основном, между капитальным, средним и текущим ремонтом в объеме ТР-3.

За последние годы, по статистике ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования наблюдается устойчивая тенденция по количеству инцидентов с опасными грузами. Их количество возросло на 15% и составило 599 случаев против 510.

В период реформирования железнодорожного транспорта России на рынке транспортных услуг, помимо ОАО "РЖД", появляется большое число независимых участников перевозочного процесса. На текущий момент создано 29 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе "Трансконтейнер" и "Транссервис". В настоящее время в частной собственности компаний находится 320 тыс. грузовых вагонов. На инфраструктуре общего пользования работает более 100 частных локомотивов. (8)

Такое количество участников рынка транспортных услуг неизбежно приводит к формированию внутри него новых стыков взаимодействия и появлению новых факторов риска возникновения нарушений безопасности движения поездов.

Безопасность транспортной инфраструктуры - это особый, стратегический вопрос. И подход к нему должен быть государственный.

Интересом и целью управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с принципом конечной ответственности государства за транспортную безопасность является достижение ее установленного уровня, предотвращение (минимизация) ущерба всех видов, соответственно, для хозяйствующих субъектов - их экономический успех (прибыль), для потребителей транспортных услуг - качественные (в т.ч. безопасные) транспортные услуги.

Данные недостатки законодательства не позволяют в полной мере осуществлять функции государственного управления транспортной безопасностью на железнодорожном транспорте и поэтому необходимо их незамедлительное устранение путем принятия новых нормативных правовых актов и внесения изменений в действующее законодательство.

Наше предложение сводится к тому, чтобы расширить сферу применения Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрев в качестве цели обеспечения транспортной безопасности помимо защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, дополнительно - от аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Обеспечение необходимого уровня транспортной безопасности зависит в конкретных российских условиях, частности, от ужесточения ответственности. Так, в Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается ввести новую статью, касающуюся непосредственной ответственности в области транспортной безопасности, например, статью "Нарушение правил транспортной безопасности".

(1) Категорирование - присвоение объектам транспортной безопасности условного индекса для характеристики степени их уязвимости в отношении угроз транспортной безопасности, См.: Федеральный закон Российской Федерации 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // Российской газета от 14 февраля 2007 г. N 31 (4294).

(2) Угроза транспортной безопасности - условия, обстоятельства и причины, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности, ущербу национальной безопасности, ущемлению национальных интересов Российской Федерации в области транспортной деятельности, нарушению устойчивости транспортной деятельности, нанесению вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональному экономическому ущербу при транспортной деятельности. ФЗ N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г.

(3) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1999. С.825. Сухарева А.Я., Зорькина В.Д., Крутских В.Е. Большой юридический словарь // - М.: ИНФРА-М, 1999. С.715. Советский энциклопедический словарь // Изд. "Советская энциклопедия". Москва - 1980. С.1385. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // Издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа. Москва - 1882. С.781.

(4) Потенциально опасный объект (ПОО) - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС. См.: ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения".

(5) Ромашов И.В. Отсутствие норм правового регулирования. Как сохранить управляемость железнодорожной отрасли в период ее реформирования // Транспортная безопасность и технологии. 2007. N1(10). С.92.

(6) См.: Федеральный закон Российской Федерации 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" // Российской газета от 14 февраля 2007 г. N 31 (4294).

(7) Ромашов И.В. Отсутствие норм правового регулирования. Как сохранить управляемость железнодорожной отрасли в период ее реформирования // Транспортная безопасность и технологии. 2007. N1(10). С.93.

(8) Касьянов А.И. Государственный надзор за безопасностью движения поездов в период реформирования отрасли. Существующие проблемы и пути их решения // Транспортная безопасность и технологии. 2007. N1(10). С.95.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум