СТРОГИЙ ЗАКОН ВЫВЕДЕТ АЛКОГОЛЬ ИЗ ТЕНЕВОГО ОБОРОТА - Свод законов

СТРОГИЙ ЗАКОН ВЫВЕДЕТ АЛКОГОЛЬ ИЗ ТЕНЕВОГО ОБОРОТА

Большее количество вопросов с мест от предпринимателей поступает в связи с применением законодательства, касающегося регулирования розничной продажи алкогольной продукции.

В целом, исходя из обобщения сущности разнообразных вопросов и учитывая, что нарушения порядка реализации алкоголя влечет штрафные санкции в крупных размерах и даже запрещение продажи алкоголя, рекомендуется исходить из следующего:

1. Основополагающими законодательными актами, регулирующими розничную торговлю алкогольной продукции, являются:

- Федеральный закон от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями, в том числе Федеральным законом от 21.07.2005 N102-ФЗ) - далее по тексту - Закон;

- Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.08.96 N 987 (с последующими изменениями) - далее - Правила. Указанные Правила в ближайшее время будут радикально изменены в связи с Законом от 21.07.2005 N102-ФЗ.

Правила в одинаковой степени относятся к организациям - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих свою деятельность как в розничной торговле, так и в общественном питании, как при продаже этой продукции в единицах емкостей, так и в розлив. Вместе с тем необходимо особо заметить, что согласно Закону от 21 июля 2005 г. N102-ФЗ с 1 июля 2006 года розничная продажа алкогольной продукции будет осуществляться только организациями при наличии соответствующей лицензии при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции. Так что предпринимателям без объявления юридического лица (ПБОЮЛам) разрешена розничная продажа лишь до 1 июля 2006 г.

Кроме этого, теперь субъектам РФ предоставлено право устанавливать для организации, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания) требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Другими словами, чтобы получить разрешение на розничную продажу алкогольной продукции торговая организация организационно-правовой формы в виде Общества с ограниченной ответственностью или Акционерное общество должна иметь Уставной капитал в размере не менее определенной суммы, устанавливаемой решением органа власти субъекта Федерации. Правда, такой "разрешительный" размер не может быть более 1 миллиона рублей..

- Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 в редакции Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, включая изменения, внесенные в Закон 21.12.2004 N 171-ФЗ).

- Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Правительством РФ от 19.01.98 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями).

Следует заметить, что Закон о защите прав потребителей, Правила продажи алкогольной продукции, также как и Правила продажи отдельных видов товаров (если реализуются и другие товары, в частности пиво) в наглядной и доступной форме должны доводиться до сведения покупателей. Поэтому нахождение их, например, с другой документацией производственно-хозяйственной деятельности организации, предпринимателя в любом месте, но не в доступном для потребителя, считается нарушением правил торговли и может повлечь привлечение организации, должностных лиц, предпринимателя к административной ответственности на основании соответствующих статей Кодекса РФ об административных нарушениях. (Кстати, в Правилах понятия юридические лица и индивидуальные предприниматели объединены одним термином - "продавец").

Кроме указанных основополагающих нормативных правовых актов, вопросы регулирования продажи алкоголя, предусмотрены и в ряде других актов Правительства РФ, федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ (краев, областей, республик, Москвы, Санкт-Петербурга), в частности, много вопросов розничной торговли алкоголем затрагивают санитарно-гигиенические правила. Все эти акты уточняют положения указанного Закона о государственном регулировании производства и оборота и Закона "О защите прав потребителей". Например, постановления Правительства РФ и законы и постановления субъектов Федерации о лицензировании оборота (продажи) алкогольной продукции, ее сертификации, маркировки продукции и ряд других.

Так, в Законе, в новой редакции от 21.07.2005 N102-ФЗ (соответственно ст.2) дается понятие, что такое алкогольная продукция, которая может продаваться в розничной торговле и общепите.

- Это пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на три вида:

1) Питьевой этиловый спирт -это ректификованный этиловый спирт с содержанием этилового спирта не более 95% объема готовой продукции, произведенный из пищевого сырья и разведенный умягченной водой.

Но продажа этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных Правительством РФ.

2) Спиртные напитки - это алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья или спиртосодержащей пищевой продукции и которая не относится к вину и этиловому спирту. Вместе с тем водка с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, коньячные изделия-коньяки (бренди) являются разновидностью спиртных напитков. А вот производство и оборот, включая розничную продажу пива, не регулируется комментируемым Законом и Правилами продажи алкогольных напитков. Так что ныне по вопросам торговли пивом в основном руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров, а также отдельными специальными актами, в частности, действующим с апреля 2005 г. Федеральным законом от 07.03.05 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".

3) Вино - это алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции. В эту группу входит и натуральное вино - алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта и ароматических и вкусовых добавок, с содержанием этилового спирта не более 15% объема готовой продукции, включая игристое вино, газированное вино, шипучее вино, шампанское.

О лицензировании торговли алкогольной продукции

Розничная продажа любой алкогольной продукции как организациями - юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности, так и гражданами - индивидуальными предпринимателями, может осуществляться только при наличии лицензии (п.1 ст. 16 Закона, п.З Правил), выданной в порядке установленном законодательством РФ. Информация об этом с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа выдавшего лицензию должна размещаться в удобных для ознакомления покупателей местах.

Согласно п. 10 ст. 18 Закона лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией выдаются субъектами Российской Федерации в установленном каждым из них порядке, правда, с учетом положений Закона, причем полномочия на лицензирование могут быть переданы ими органам местного самоуправления. Поэтому по субъектам Российской Федерации имеются свои местные положения о лицензировании.

Так, в Москве действует Закон от 23 июня 2004 г. N42 "О порядке лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в г. Москве", а также установленный постановлением Правительства Москвы от 19.07.05 N 528-ПП порядок осуществления контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью алкогольной и спиртосодержащей продукции, соответственно в Московской области принят Закон от 28.07.04 N 110/2004-03 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области". Но в указанные нормативные акты субъектов РФ будут внесены изменения с учетом положений Закона от 21.07.05 N102-ФЗ.

Лицензии на право осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции выдаются на основании соответствующего обращения соискателя лицензии уполномоченными лицензирующими органами. Это могут быть специальные органы местного самоуправления муниципальных образований. Лицензии выдаются со сроком действия до пяти лет. По просьбе заявителя срок действия лицензии может быть и меньше. По просьбе заявителя (лицензиата) срок действия лицензии может быть продлен. Действие лицензии, выданной юридическому лицу или ПБОЮЛ, распространяется на деятельность входящих в их состав территориально обособленных объектов и подразделений и поэтому в лицензии указываются адреса их нахождения. На таких объектах в обязательном порядке должна быть заверенная в установленном порядке копия лицензии. Возможно, что лицензия может быть выдана и на отдельное подразделение (объект) организации или ПБОЮЛа. Оформление лицензии, также как и ее переоформление осуществляется по правилам, установленным на местах и на платной основе. В случае изменения числа территориально-обособленных объектов или места их нахождения лицензия по заявлению лицензиата переоформляется. Она переоформляется при подаче соответствующего заявления и в случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также изменения данных о ПБОЮЛе. А Законом (п. 10 ст. 18) предусмотрено, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

И главное - розничная продажа алкогольной продукции без лицензии или, если срок ее действия истек, не допускается.

Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением организацией и ПБОЮЛ лицензионных требований и условий осуществления розничной торговлей алкоголем. Действие лицензии может быть прекращено по заявлению самой организации или по истечению срока действия такой лицензии. В то же время при установлении фактов нарушения законодательства лицензионный орган может временно приостановить через суд действие лицензии на срок, необходимый для устранения нарушений. Аннулировать лицензию можно только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа и в случаях, прямо предусмотренных ст.20 Закона и, в частности, при продаже алкогольной продукции без акцизных и специальных марок или с поддельными марками, непредставления лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, а также не устранение в установленный срок нарушений, повлекших за собой временное приостановление действия лицензии. В случае аннулирования лицензии судом лицензирующий орган с учетом оснований аннулирования лицензии может выдать временное разрешение на право хранения и реализации продукции под контролем лицензирующего органа (п.5 ст.20 Закона). И еще новое в розничной продаже алкоголя. Теперь субъекты РФ могут вводить декларирование розничной продажи алкоголем.

О легальности продаваемой алкогольной продукции

Для подтверждения легальности приобретенной для продажи алкогольной продукции организация, ПБОЮЛ - продавец - обязаны иметь, во-первых, товарно-транспортную накладную, затем оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию, заверенную печатью предыдущего собственника, справку к товарно-транспортной накладной или справку к грузовой таможенной декларации (в отношении импортной алкогольной продукции) и представлять их по первому требованию покупателя, (абзац 1 п.9 Правил).

Без таких документов или одного из них продажа алкогольной продукции запрещена (и такая продукция считается находящейся в незаконном обороте). При этом организация, ее руководитель, ПБОЮЛ могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а продукция подлежит по решению суда конфискации.

Легальность продаваемой продукции подтверждается также ее обязательной сертификацией соответствия путем маркировки продукции Знаком соответствия, а также сертификатом соответствия или его копией, заверенной держателем сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, или товарно-сопроводительными документами, в которых содержатся подробные сведения о сертификации продукции (п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров).

Указанные документальные данные о сертификации по требованию покупателя должны быть представлены ему.

Особое внимание уделяется требованиям к маркировке алкогольной продукции (ст.5 и 12 Закона, часть 1 п.9 Правил).

Маркировке подлежит алкогольная продукция с объемным содержанием этилового спирта более 9%.

Алкогольная продукция, производимая в России, для оборота в России маркируется федеральными специальными марками, а ввозимая алкогольная продукция (импорт) маркируется акцизными марками, приобретаемыми импортерами в таможенных органах. Теперь правило, что отечественная алкогольная продукция, предназначенная для розничной продажи, маркируется дополнительно региональными марками субъекта РФ места продажи продукции отменено.

Причем предусмотрено, что маркировка иней алкогольной продукции, а также маркировка иными марками не допускается (п.2 ст. 12 Закона в редакции от 21.07.05 N102-ФЗ).

Вместе с тем установлено, что с 1 января 2005 г. натуральные вина (в том числе шампанские, игристые, газированные, шипучие) с содержанием спирта более 9% объема готовой продукции, реализуются в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.04 N 1761-р с маркировкой только федеральными специальными марками, (см. письмо Роспотребнадзора от 17.02.05 N 0100/1454-05-32).

Следует обратить внимание, что согласно п.5 ст. 12 Закона алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет маркировать ее соответствующими марками, например, сувенирная продукция, реализуется без марок, но при условии полной уплаты акциза в порядке, установленном Правительством РФ, Так, постановлением от 22 марта 1999 г. N 320 установлен порядок реализации отечественной алкогольной продукции в такой упаковке. В остальных случаях реализация алкогольной продукции без соответствующих марок запрещена.

И еще. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несет ответственность владелец алкогольной продукции, то есть организация, занимающаяся не только производством, хранением, закупкой и поставкой этой продукции, но и занимающаяся ее розничной продажей. В последнем случае такую же ответственность несет и индивидуальный предприниматель (до 1 июля 2006 г.).

В тоже время согласно п.2 ст. 15.12 КоАП РФ за продажу немаркированной продукции на виновных лиц, организацию не только налагается штраф, но при этом продукция по решению суда конфиксируется.

Информация о товаре

При реализации в розничной торговле и общественном питании алкогольной продукции, как отечественной, так и импортной, установлены жесткие правила о ее информации, причем на русском языке. Согласно п.З ст. 11 Закона такая информация должна содержать сведения о:

наименовании алкогольной продукции;

цене алкогольной продукции;

наименовании производителя (юридическом адресе);

стране происхождения алкогольной продукции;

сертификации алкогольной продукции;

государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; а с принятием соответствующих технических регламентов вместо стандартов указывают эти регламенты;

объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению;

дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Причем как доводится эта информация, включая и цену на конкретное изделие, до покупателей-потребителей, предусматривают Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 и Правила продажи алкогольной продукции.

Сейчас круг обязательной информации о товарах расширен новой редакцией ст. 10 Закона о защите прав потребителей, действующий с января 2005 г. (Закон от 21.12.04 N 171-ФЗ). И это также должны иметь в виду производители и импортеры, а также продавцы алкогольной продукции.

Продавец (а это, как уже указывалось, юридическое лицо и предприниматель-индивидуал) обязан своевременно, в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции, причем она, как уже указывалось, должна быть обязательно на русском языке, (п.6 Правил).

Продавец также должен обеспечивать получение покупателем в наглядной и доступной форме информации о себе (свое наименование, часы работы, ассортимент продаваемой продукции) и своей лицензии (номер, срок действия и лицензирующий орган).

Информация о цене товара

Несколько слов об информации о ценах на алкогольную продукцию. Во-первых, цены на нее в обязательном порядке должны указываться в рублях. Во-вторых, к образцам имеющегося в продаже товара, прикрепляют ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 литр и 0,1 литра. В общественном питании в прейскурантах на алкогольную продукцию указывают наименование напитков, емкость бутылки, цену за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов. Ценники должны быть единообразны и четко оформлены с подписью материально-ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Заметим, что на практике имели место случаи, когда организации штрафовались, как за нарушения правил продажи за указания в ценниках стоимости напитков, например, не за 100 или 50 граммов, а за 200, 150 граммов.

Необходимо обратить внимание на то, что Правила особо предусматривают, что алкогольная продукция у продавца (организации, ПБОЮЛ) должна храниться в соответствии с требованиями соответствующих документов, в частности, стандартов на определенные виды алкогольной продукции.

Она должна размещаться по группам и маркам.

О существующих запретах продажи алкогольной продукции

Сейчас в соответствии с Законом от 21.07.2005 N102-ФЗ в ст.26 Закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта... предусмотрено запрещение розничной продажи алкогольной продукции без представления сведений об объеме розничной продажи алкоголя в органы налоговой службы.

Запрещена продажа некачественной и опасной для здоровья людей продукции, а также не соответствующей конкретному ее виду и наименованию, с не установленными или истекшими сроками годности (для которой должен быть установлен срок годности) в упаковке, таре, маркировке, не соответствующей требованиям ГОСТов; а также иностранного производства с российским наименованиями (товарными знаками) без лицензии на использование такого российского товарного наименования (знака). Также запрещена продажа продукции, содержащей этиловый спирт, произведенный в домашних условиях.

Кроме этого, запрещено продавать алкогольную продукцию с содержанием спирта, произведенного из непищевого сырья или денатурирующих веществ более 18% в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа "тетрапак". Не допускается продажа алкоголя и несовершеннолетним - не достигшим 18 лет.

Кстати, с апреля 2005 г. на основании Закона от 17.03.05 N 11 - ФЗ не допускается продажа несовершеннолетним пива и напитков, изготовляемых на его основе.

Запрещена розничная продажа любой алкогольной продукции в детских, образовательных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях (п.2 ст. 16 Закона и подпункт 7 п.9 Правил).

Установлены ограничения при розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (п.5 ст. 16 Закона). Здесь следует заметить, что до принятия Закона от 21.07.2005 N102-ФЗ ограничения касались при продаже спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13%, а сейчас при продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%.

Таким образом, не допускается розничная продажа алкогольной продукции и не только спиртных напитков крепостью более 15 градусов (процентов объема готовой продукции):

1) В местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (включая вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, которые определяются органами местного самоуправления.

2) В ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

3) На оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, определяемых на местах.

4) С рук, лотков, автомашин.

Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкоголя крепостью более 15%.

И еще одно важное требование (ограничение) по продаже алкогольной продукции в городах.

В соответствии с п.5 ст. 16 Закона и п.11 Правил организации (а ими согласно Гражданскому кодексу РФ и п. 23 Закона являются юридические лица, независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры, в том числе со структурными подразделениями) могут осуществлять в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% (ранее до 13%) объема готовой продукции при условии, что они должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.м., охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику. Это положение о площадях помещений не касается продажи в рознице алкогольной продукции в других населенных пунктах.

Как понимать термины "стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров"?

Следует считать, что общий объем торговой и складской стационарной площади, составляющей не менее 50 кв. м., включает в себя площади подразделений (объектов) юридического лица - организации, в том числе, возможно, нескольких отдельных магазинов или одного, а также отдельно расположенного от магазина стационарного складского помещения или двух, причем не исключается, что торговое и складское помещения, находятся как говорят, "под одной крышей" или в разных местах. Несущественно также и то, арендуются ли эти помещения или являются собственностью организации.

Это обосновывается также и тем, что организация, имеющая в своем составе несколько структурных подразделений, получают одну - общую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, которая распространяется одновременно на деятельность и входящих в его состав структурных подразделений, правда, в лицензии должны быть перечислены и структурные подразделения организации.

И еще. К приспособленным для розничной продажи алкогольной продукции помещениям относятся стационарные помещения, понятие которых предусмотрено ГОСТом Р-51303-99 "Торговля. Термины и определения".

ГОСТ определяет следующим образом термин "стационарная торговая сеть". Это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и присоединенные к инженерным коммуникациям. Термин "Складское помещение" обозначает специально оборудованное изолированное помещение основного производственного, подсобного и вспомогательного назначения предприятия...".

Требования, предъявляемые к стационарным помещениям, закладываются в проектной документации с учетом действующих строительных, санитарных и других норм и правил.

В Москве, в Законе "О торговой деятельности в городе Москве" определено, что к стационарным (капитальным) торговым объектам относятся "торговые объекты, установленные на загубленных фундаментах, присоединенные к городским инженерным коммуникациям".

Что касается площади торгового зала, то согласно номенклатуре типов магазинов существует примерное распределение торговой площади по группам товаров. В частности, размер торговой площади для реализации алкогольной продукции предусмотрен от 10 кв. м. и более в зависимости от площади магазина.

Так что можно продавать в магазинах алкогольную продукцию наряду с продажей других товаров (в секциях, отделах и т.д.) с учетом ограничений, предусмотренных комментируемыми Законом и Правилами, а также требований стандартов и других нормативных документов, касающихся продажи алкоголя.

Об охранной сигнализации. Это не только сигнализация, непосредственно обслуживаемая по договору вневедомственной охраной МВД, но и многие другие специальные виды охранной сигнализации, монтируемые в подобных помещениях.

И еще одно требование - рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив должны быть обеспечены соответствующим оборудованием, мерным инвентарем, посудой (п.15).

И, конечно, розничная продажа алкогольной продукции должна осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники с выдачей погашенного кассового чека покупателю.

И еще, что следует знать предпринимательским структурам, занимающимся розничной продажей алкогольной продукции. Установлено, что спирт, спиртосодержащая и алкогольная продукция не может быть предметом бартерных сделок. Поэтому договор, заключенный либо юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем, по которому обмениваемый товар является алкогольной продукцией, считается ничтожным, а алкоголь переходит в собственность государства.

Также установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией, полученной (закупленной) от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответственно лицензии на производство и оборот этой продукции.

Организация, имеющая только лицензию на розничную торговлю алкогольной продукции, не вправе осуществлять оптовую продажу этой продукции. А ПБОЮЛ вообще запрещена оптовая торговля алкоголем, а с 1 июля 2006 г. им нельзя будет осуществлять и розничную торговлю алкоголем.

Даже при ликвидации предприятия розничной торговли оставшуюся алкогольную продукцию можно реализовать по правилам розничной продажи, причем при покупке ее юридическим лицом, в договоре необходимо зафиксировать, что купленная продукция не будет использована для предпринимательской деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что ограничения в сфере производства, оборота спиртоалкогольной продукции, включая розничную продажу алкогольной продукции, могут устанавливаться только федеральными законами. И в заключение следует обратить внимание, что ст.23 Закона и п. 20 Правил установлен круг органов исполнительной власти, которые вправе контролировать соблюдение норм розничной продажи алкогольной продукции. К таким органам наряду с федеральными и их территориальными органами относятся и органы исполнительной власти субъектов РФ, но в пределах их компетенции, которая сейчас крайне ограничена. Как правило, сейчас контроль осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные управления, органы Федеральной налоговой службы, милиция.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о розничной продаже алкоголя осуществляют общественные организации общества по защите прав потребителей.

За нарушения установленных требований по продаже алкоголя виновные лица и организации несут ответственность и, как правило, по соответствующим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях и в особых случаях по Уголовному кодексу РФ.




  •  Литература
  •  Программы
  •  Поиск
  • Форум