Проект Федерального закона «Об электронном документе» |
Настоящий Федеральный закон (31 августа 2001 года) регулирует отношения, связанные с формированием и использованием электронных документов, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам в электронном документообороте.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с использованием электронных документов физическими и юридическими лицами, государственными органами и органами местного самоуправления. Статья 2. Правовое регулирование отношений в области использования электронных документов Правовое регулирование отношений в области использования электронных документов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также не противоречащими им соглашениями сторон. Статья 3. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: Электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронной форме; Реквизит электронного документа — обязательные сведения, которые должны содержаться в электронном документе для признания его действительным; Подтверждение подлинности электронного документа — положительный результат проверки неизменности всех реквизитов электронного документа; Электронный документооборот — процесс формирования, обработки, хранения и обмена электронными документами; Средства электронного документооборота — программные и/или технические средства, применяемые в электронном документообороте; Участники обмена электронными документами — физические и юридические лица, а также органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления и иные органы, участвующие в обмене электронными документами; Отправитель электронного документа — участник обмена электронными документами, который формирует электронный документ, подписывает его электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи и направляет его в адрес получателя непосредственно или через информационного посредника; Получатель электронного документа — участник обмена электронными документами, который получил адресованный ему электронный документ; Посредник в обмене электронными документами (информационный посредник) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который выполняет услуги, связанные с обменом электронными документами между отправителем и получателем электронных документов; Электронный архив — массив электронных документов, подлежащий хранению в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации; ГЛАВА II. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Статья 4. Электронный документ Электронный документ представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию в виде набора символов, звукозаписи или изображения, предназначенную для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи в целях хранения и общественного использования. Статья 5. Основные требования, предъявляемые к электронному документу Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям: • создаваться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств; • иметь структуру, установленную настоящим Федеральным законом; • содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать; • иметь возможность быть представленным в форме, понятной для восприятия человеком. Статья 6. Структура электронного документа 1. Электронный документ должен содержать обязательные реквизиты, включающие в себя электронную цифровую подпись или иной электронный аналог подписи, дату его составления, имя и адрес отправителя и иные сведения, зависящие от вида документа. 2. Электронные документы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, участвующих в электронном документообороте с ними, должны содержать в качестве обязательного реквизита электронную цифровую подпись уполномоченного лица. Статья 7. Использование электронных документов органами государственной власти и органами местного самоуправления 1. Порядок формирования и использования электронных документов органами государственной власти и органами местного самоуправления при использовании ими электронного документооборота для выполнения властных функций определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Порядок формирования и использования электронных документов в гражданском обороте определяется соглашением сторон. Статья 8. Юридическое значение электронных документов 1. Все экземпляры электронного документа, подписанные одинаковой электронной цифровой подписью или одинаковым иным электронным аналогом подписи, имеют равное юридическое значение при условии подтверждения их подлинности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. 2. При использовании электронного документа не требуется предоставления его копии на бумажном носителе, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон. 3. Электронные документы, подписанные электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, могут представляться в качестве судебных доказательств. Допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в форме электронных документов. 4. Копия электронного документа на бумажном носителе имеет юридическое значение, если она подписана собственноручной подписью обладателя электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, а также в случае, если она удостоверена лицом, имеющим право удостоверения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 9. Порядок хранения электронных документов и ведение электронных архивов 1. Электронные документы подлежат хранению участниками электронного документооборота в электронных архивах в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. При хранении электронных документов в электронном архиве должны обеспечиваться: • защита электронных документов от несанкционированного доступа и от искажений; • возможность предоставления заинтересованным лицам доступа к хранимым электронным докумен- там в порядке, предусмотренном федеральными законами; • возможность подтверждения подлинности электронных документов в течение всего срока хранения; • возможность представления хранимых электронных документов в виде копии на бумажном носите- ле. Статья 10. Случаи замещения печатей электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи 1. Содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в форму электронного документа, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации или договоренностью сторон может заверяться электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи уполномоченного лица. 2. В случаях, установленных нормативными правовыми актами или договоренностью сторон, электронная цифровая подпись и иные электронные аналоги подписи признаются юридически равнозначными собственноручной подписи лица, заверенной печатью. ГЛАВА III. ОБМЕН ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ Статья 11. Требования к порядку обмена электронными документами 1. В обмене электронными документами могут использоваться любые средства связи, если иное не оговорено нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. При обмене электронными документами должны использоваться средства защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. 3. Электронный документ подлежит проверке на предмет подтверждения его подлинности средствами проверки электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи. Статья 12. Подтверждение подлинности электронного документа 1. Подтверждение подлинности электронного документа осуществляется получателем электронного документа с использованием средств проверки электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, предоставленных ему отправителем электронного документа или распространителем этих средств. 2. Подлинность электронного документа считается подтвержденной, если в результате выполнения получателем электронного документа процедур, предусмотренных средством проверки электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи, устанавливается неизменность всех его реквизитов. Результаты подтверждения подлинности электронного документа должны представляться в форме, доступной для восприятия человеком. 3. При необходимости подтверждение подлинности электронного документа может направляться получателем электронного документа его отправителю в виде уведомления, подписанного электронной цифровой подписью или иным электронным аналогом подписи получателя. 4. Если в результате проверки подлинности электронного документа получателем электронного документа обнаруживается какое либо изменение в этом документе, документ считается не подлинным. О факте обнаружения изменений в электронном документе получатель электронного документа обязан незамедлительно сообщить его отправителю любыми доступными средствами. Статья 13. Защита информации с ограниченным доступом при электронном документообороте 1. При обмене электронными документами должна обеспечиваться защита персональных данных, сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, а также иной информации с ограниченным доступом, содержащейся в электронных документах. 2. Предоставление электронного документа, содержащего информацию с ограниченным доступом, или его копии на бумажном носителе третьим лицам производится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 14. Ответственность при использовании электронных документов 1. Отправитель электронного документа, сформировавший электронную цифровую подпись или иной электронный аналог подписи этого документа, несет ответственность за содержание всех реквизитов электронного документа, направляемого получателю. 2. Получатель электронного документа несет ответственность за убытки участников электронного обмена документами, понесенными из-за неисправности его средств электронного документооборота, признавших подлинным искаженный электронный документ. 3. Создатель и обладатель средств формирования электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи несут ответственность за убытки, понесенные участниками обмена электронными документами в результате нарушения тайны хранения этих средств формирования электронной цифровой подписи или иного электронного аналога подписи по их вине. 4. Информационный посредник несет ответственность за убытки, вызванные невозможностью осуществления обмена или нарушением порядка обмена электронными документами по его вине, в соответствии с договором об оказании услуг по обмену электронными документами. 5. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг по обмену электронными документами, информационный посредник не несет ответственность за содержание электронных документов: • если для составления электронных документов не используются средства электронного документо-оборота информационного посредника; • если информационный посредник не предпринимает действий по изменению содержания электронных документов; • если информационный посредник не направляет электронный документ лицу, не указанному отправителем этого документа. Статья 15. Общие принципы международного обмена электронными документами Порядок осуществления международного обмена электронными документами физическими и юридическими лицами Российской Федерации определяется на основании договоров, заключаемых ими с зарубежными партнерами с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, и международных договоров, участником которых является Российская Федерация. ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. |